Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова


  Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Сегодня Святая Церковь чтит память великого человека – апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В самых первых строках своего Апостольского Послания Иоанна Богослов сообщает нам, что Господь есть Жизнь, и мы, апостолы, являемся свидетелями этого Пришедшего в мир Света. Поскольку мы слышали от Него глаголы Жизни, мы передаём их вам. Поэтому вы должны слушаться нас, апостолов (см. 1 Ин. 1, 2). Дорогие братья и сестры, это очень важное наставление. Не какие-то наши с вами личные измышления, пусть даже самые, как нам представляется, совершенные, может быть, самые красивые и доступные для сознания другого человека, но именно апостольская вера должна пронизывать сознание верующего человека так, чтобы мы никоим образом не смогли даже ни на йоту ошибаться в тех убеждениях, которые мы называем своей верой. Наша с вами вера – апостольская. Святая Церковь часто об этом напоминает нам.

Поэтому так важно нам вчитываться в каждое слово Святого Евангелия. Нам важно неленостно читать апостольские Послания и, конечно же, Послания апостола и евангелиста Иоанна Богослова – Апостола любви.

Сегодня мы слышим также евангельское чтение, в котором очень кратко повествуется о том, как три Марии: Божия Матерь, Её сестра Мария Клеопова и Мария Магдалина стояли у Креста Господня. И Господь, вися на Кресте, испытывая тяжелейшие человеческие муки, находит в Себе силы, которые подкрепляются силами Божиими, для того чтобы сказать Матери: «Мать, вот мой ученик, любящий Меня. Теперь это Твой сын» (см. Ин. 19, 26: «Же́но! се, сын Твой»), и апостолу Иоанну Богослову: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27). Как важно это запечатление, это духовное усыновление!

Вы хорошо знаете, что в Церкви с I века духовное родство считалось выше родства плотского. Именно на этом духовном родстве строятся и отношения духовническо-сыновнии, на этих духовных принципах строятся отношения между игуменом и монашествующими, и утверждаются отношения настоятелей и прихожан, которые видят в своём пастыре духовного отца и наставника и не просто слышат то, что он говорит, а подобно тому, как любящий сын выполняет наставления отца, так и прихожане следуют тем наставлениям, которые духовник и пастырь благословляет конкретному человеку, которого он знает, жизнь которого он хорошо представляет себе, поскольку это не просто «захожанин», а это прихожанин, часть семьи этого Прихода. Подобно тому, как это было в самые первые века, когда вокруг сначала апостолов, потом их учеников, мужей апостольских, впоследствии их преемников, всегда возникали такие духовные христианские семьи. Когда епископ и пастырь по именам знал своих пасомых. Когда каждый православный христианин осознавал, что он – часть этого конкретного Прихода, что его духовником и наставником является вот этот пастырь. Конечно же, были перегибы. Мы читаем это в Апостольских Посланиях, когда апостол Павел назидает христиан о том, что мы не должны себя считать кто-то – Павловым, кто-то – Петровым, кто-то – чьим-то иным апостолом, потому что все мы – Христовы. Это очевидно. Но духовное руководство и наставничество принадлежит конкретному пастырю. Поэтому важно, дорогие братья и сестры, чтобы все мы принадлежали к конкретной пастве, чтобы мы были водимы Духом Святым под руководством опытного духовного наставника.

Эти наставления апостола Иоанна Богослова, конечно же, вновь и вновь нас обращают к глубоким мыслям о том, что мы с вами призваны ходить в свете, поскольку Бог и есть Источник света духовного (см. 1 Ин. 1, 7: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха»). Речь идёт не об электричестве, не о том, что нам комфортно находиться там, где много света, поскольку наше зрение воспринимает окружающие предметы. В духовной жизни все то же самое, что и в мире физическом. В духовном мире необходимо ясно представлять, в каком пространстве ты находишься, какие предметы и что может угрожать, а что наоборот помогает нам в духовном пространстве. Важно, чтобы мы были духовно зрячими людьми. А без благодати Святого Духа мы будем оставаться с вами духовно слепыми, и наше сердце не будет тем фонариком, который силой благодати Святого Духа нам мог бы указывать то духовное пространство, которое остаётся для нас закрытым.

Мы во многом учимся у святых угодников Божиих тому, как они ходили во свете, как они бодрствовали духовно и воспринимали все те угрозы, которые направляются в отношении лично их или окружающих людей и немедленно обращались к Богу как Источнику света, чтобы он осветил это пространство, обличил бы зло и направил людей бы к правде. Вот таким проводником света для нас всех с вами является апостол и евангелист Иоанн Богослов, учитель любви.

Мы все стремимся в жизни, каждый из нас, к тому, чтобы нас любили. Мы много размышляем, ещё больше слышим это слово, особенно там, где оно произносится кощунственно. Речь идёт о массмедиа, о радио и телевидении, где все время талдычат слово «любовь», но ничего не желают знать о нём. Потому что, подобно диавольскому искушению, переворачивают с ног на голову весь смысл того, что в подлинном смысле содержит собою слово Любовь. А ведь под словом Любовь мы понимаем Самого Источника Любви – Господа нашего Иисуса Христа. Любовь это есть ничто иное, как Личность, а все остальное – это производная от этого понятия. Поэтому и все, что в нашей жизни происходит, то, что мы называем Любовь, это значит – всё Божие. А все, что мы называем любовью по отношению к себе-эгоисту – никак не может относиться к Богу и к подлинному пониманию Любви.

Будем с вами осторожнее апеллировать этим словом, особенно тогда, когда мы говорим слово «люблю». лишь из любящего материнского и отцовского сердца по-настоящему для нас может звучать это слово «люблю». Лишь там, где брак между мужем и женой проходит серьёзные испытания, которые Сам Господь направляет часто семьям для того, чтобы они по-настоящему осознали со всей глубиною того, что такое Любовь. Когда муж и жена, пройдя эти испытания, искренне, сердечно, без искусственной улыбки говорят друг другу слово «люблю», там и есть по-настоящему Любовь. Там, где ребёнок, который получает от отца или матери должное наказание и воспитание, вразумление, в конечном счёте, пройдя эти личные испытания через послушание родителям, произносит своим родителям: «Люблю». И там, посреди них, Господь.

Дорогие братья и сестры! Будем стремиться к тому, чтобы нашу с вами жизнь по-настоящему наполняла Любовь. Чтобы мы, научаясь ею, могли бы просвещаться духовно, внутренне, потому что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (см.: 1 Ин. 1, 5). Мы призваны к тому, чтобы через наше участие в Чаше Христовой, то есть, через Причащение Тела и Крови Христовой, постигать Божию Любовь и эту Любовь сеять по всему миру, сердечно возглашая прежде всего себе в сердце и всем окружающим людям: «Христос Воскресе!».


Возврат к списку