Слово митрополита Исидора в Неделю 21-ю по Пятидесятнице (2025)

Новости

Слово митрополита Исидора в Неделю 21-ю по Пятидесятнице (2025)

Слово митрополита Исидора в Неделю 21-ю по Пятидесятнице (2025)

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 2 ноября 2025 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Вновь Святая Церковь предлагает нам притчу о богаче и Лазаре (см. Лк. 16, 19-31). Мы с вами обращаем внимание на слова Авраама праотца, которые были обращены к этому богатому человеку, имя которого даже божественным Откровением не упоминается, а вот имя бедняка упоминается – Лазарь. Так праведный Авраам праотец на вопрошание умершего богатого человека, находящегося в адских муках, отвечает: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16, 25).

Обратим внимание на то, что святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, ещё в XIV веке в толковании на это место говорит, что находящийся в аду человек, этот богач, не взывает к Аврааму со словами покаяния, не обращается к Богу в сокрушении сердечном, что он согрешил, что он достоин этих страданий, он лишь желает облегчения этих страданий. Но Авраам, как и все праведники, не судит его, поэтому и в звательной форме он обращается: «чадо!», тем самым проявляя ту любовь, которую Бог и все праведники проявляют ко всякому человеку. Но богача интересует иное, его интересует, чтобы он меньше страдал. Но ему было сказано: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16, 26).

Как важно, дорогие мои, чтобы мы с вами таким образом совершали свой духовный путь, чтобы в нашей жизни было не благое человеческое, а благое Божие. А что может быть благим человеческим? Да всё что угодно в нашей жизни – то, что мы объявляем благим, то и является благим в нашей жизни. Это может быть карьерный рост, это может быть материальное благополучие, это может быть так называемое семейное благополучие, а может быть достижение в науке или что-то иное, что для нас с вами является чрезвычайно важным, что, по евангельскому слову, может быть для нас богатством, личным богатством. Это самое личное, мнимое богатство, которое мы всю жизнь стяжаем, может быть, нам не принесёт никакой пользы, и воздаяние за эти богатства мы получаем в этой жизни временно. Бог долготерпит по отношению к нам, видя наши согрешения, Он даёт нам время на покаяние и это Божие благо, которое пытается пробиться сквозь то, чем мы обставили жизнь своей личности.

Поэтому задача каждого из нас пересмотреть в своей жизни, что является ценностью, какая система ценностей окружает меня в этой жизни, чего я достигаю, о чём начинаю думать, как только утром проснусь, какие мысли первые посещают меня – обратим на это внимание. Начинаем ли мы немедленно взывать ко Господу, имеем ли мы мысли о том, чтобы покаяться перед Богом? Или мы думаем о чём-то меркантильном, может быть в эти первые минуты после просыпания сразу, немедленно строим планы на день или что-то иное, что нас беспокоит, чего мы боимся или к чему стремимся? И даже то, чего мы боимся – это тоже является в некотором смысле богатством, поскольку оно захватывает и наши мысли, и чувства, и саму нашу жизнь.

Поэтому очень важно, чтобы в сердце всегда присутствовало обращение к Богу, чтобы наши действия в течение дня были ориентированы на то, что является благом для Бога. А что является благом для Бога? Наша искренняя, деятельная любовь к ближним, наше желание позаботиться о ближних и, конечно же, прежде всего этими ближними является наша семья. Как важно, чтобы мы всегда думали о том, как сделать лучше, какое добро сделать своей семье, как укрепить семью, как правильным образом воспитать детей своих, чтобы они продолжили это доброе семейное дело по преемству поколений. И, конечно же, всегдашнее обращение наше к Богу является сутью нашей духовной жизни.

Когда мы забываем о том, что нужно Богу молиться каждое мгновение нашей жизни, тогда мы с вами отвлекаемся во многом от той главной цели, которую мы должны достигать. Можно ли молиться во время очень важных дел? Именно, поскольку наше с вами человеческое естество Богом сотворено таким образом, что оно бывает способным обращаться к Богу каждое мгновение: когда мы ведём машину, когда мы выполняем свои обязанности по работе, когда что-то очень важное, сосредоточенное для нас происходит. Молитва к Богу не может отвлекать человека от его главных важных событий и решений, а лишь увенчивать эти решения, благословлять дела, приумножать добрые мысли и чувства. Поэтому не будем никогда бояться того, чтобы молиться каждое мгновение нашей жизни. И через это постоянное обращение к Богу, через сердечное сокрушение, через размышление о том, как бы не оскорбить любовь Божию по отношению к нам, мы с вами сможем достигать верных решений в нашей жизни. И это мнимое богатство, эти временные идолы, которые всё время жизнь сама греховная навязывает нам, рассеются как дым, если главным будет молитва, если мы будем понимать, что всё время стоим перед недремлемым оком Спасителя, Который смотрит на нас. И множество ангелов нас окружают, каждого из нас, для того, чтобы направить к добру, для того, чтобы защитить от зла.

Всякий из нас имеет религиозный опыт в том, что когда мы обращаемся к Богу, те или иные дела сами решаются, даже без нашего участия. А сколько мы не знаем о том, какие вражьи стрелы стремится на нас направить диавол, мы даже не догадываемся, как ангелы беспокоятся о нас, как они стремятся к тому, чтобы ничего нас злого не поразило, чтобы никакая злая мысль, никакое злое чувство не сокрушили бы нашу жизнь. Поэтому для нас с вами требуется сосредоточенная молитва. Пусть она будет не скорой, пусть она будет не очень длинной, но вдумчивой, осмысленной и обращённой к Богу. Не количество канонов и акафистов приближает нас к Богу, а то, насколько сосредоточенно, сердечно мы молимся Богу, насколько благоговейно относимся к каждому слову молитвы.

Так что, дорогие братья и сестры, даже само крестное знамение, которое мы накладываем на себя, не должно быть рассеянным, оно должно быть всегда сосредоточенным, молитвенным. Не от количества крестных знамений, наложенных на себя, зависит привлечение благодати, а от того, насколько мы благоговейно это делаем, думаем ли мы в это время о Боге и о покаянии. Поэтому всё в нашей жизни должно быть осмыслено, ничего не должно быть в этой короткой нашей жизни случайным: и любое произнесение слова, и любое действие, которое мы обращаем по отношению к ближним, особенно к домашним своим. Обратите внимание на тот факт из нашей взрослой жизни и об этом говорят психологи, что мы в домашних условиях бываем одними, на работе мы другие по характеру и по настроению, в кругу друзей мы третьи и так далее. Не должно быть в нас этого внутреннего разделения, мы всегда должны быть одними и теми же – обращёнными к Богу, стремящимися к тому, чтобы ничего неосторожного или случайного не было бы в нашей жизни.

Поэтому, дорогие братья и сестры, само по себе богатство не является неким Божиим наказанием. Не в богатстве дело, а в том, каким образом мы к нему относимся, как мы используем эту возможность, которую Бог нам даёт. Когда нам протестанты ещё с XVI века говорят о том, что богатство – это Божия благодать, это свидетельство не просто успешности человека, а о том, что он находится под Божией рукой, мы этому не возражаем. Но при этом уточняем, что быть под Божией рукой – это высокая ответственность, ответственность за то, чтобы помогать ближним, чтобы не увлечься этим богатством как идолом и использовать его как возможность, как и всякий, любой талант в нашей жизни. Поэтому, когда мы видим человека богатого и бессовестного, это означает то, что он заблудился, что это богатство приносит ему зло, как оно принесло зло этому богачу из притчи. Невозможно себе представить, как об этом говорит святитель Иоанн Златоуст, чтобы и Лазарь, этот бедняк, был абсолютно безгрешным человеком. Но при этом те страдания, которые он испытал не по своей вине, а по тем обстоятельствам, в которых он оказался, эта нищета стали для него спасительными.

Мы с вами очень осторожно должны относиться и к проявлениям богатства, рассуждать духовно о том, что же такое бедность и нищета, в каких случаях нам не следует поощрять бессовестность неимущих людей, которые так же, как и богатые, способны равным образом согрешать. Так что для каждого из нас требуется очень внимательное отношение друг к другу, желание проявить заботу такую, чтобы она была спасительна. Как мы с вами часто слышим, в прошениях к Богу священнослужитель на богослужении просит, чтобы Господь услышал молитвы верующих и исполнил только спасительное для человека, не всякую просьбу. Поэтому и мы с вами должны искать спасительного в нашей жизни.

Обращая внимание на богача и Лазаря, святитель Николай Сербский задает вопрос о том, почему праведный Авраам называет этого безымянного богача чадом? Тем самым он свидетельствует, что через это духовное родство богач имел все возможности к тому, чтобы знать, что такое добро и зло, знать из того библейского опыта, который человечество накопило за века через божественное Окровение, которое Господь сообщил всякому человеку через явление пророков Божиих. А уж мы с вами, имеющие такие невероятные возможности не просто знать о существовании Священного Писания, а быть причастниками Божиего естества через Таинство Причащения, мы не имеем никакого оправдания в незнании. Мы призваны к тому, чтобы знать о духовной жизни, мы призваны к тому, чтобы разбираться в «школьном богословии», как принято называть тот объём знаний, который важно знать всякому человеку. И мы с вами должны разбираться в православных праздниках, в самых главных моментах богослужения – всё это мы призваны знать и ни за что мы не оправдаемся в незнании. Поэтому будем стремиться к тому, чтобы использовать все те Божии таланты, которые даны нам в естестве нашем, будем заботиться о том, чтобы создать все необходимые духовные условия в нашем сердце, чтобы Господь снабдил нас новыми талантами, которые были бы полезны для нас и для окружающих людей.

Обратите внимание на образ святых угодников Божиих, насколько много талантов Господь являл в них. И сегодня день памяти преподобного Гавриила (Ургебадзе), который до начала девяностых годов совершал своё служение в Грузинской Православной Церкви. Так что и много ныне живущих современников, которые лично знали этого преподобного и богоносного отца в смирении, где-то даже в юродстве совершавшего своё служение. И сколько множество талантов и Божиих даров являлось в этом святом человеке так же, как и во всех тех святых угодниках Божиих, о которых мы читаем в житиях. Нам даже не верится, как можно было иметь такую силу, иметь такие творческие способности. Так и мы с вами призваны к тому, чтобы иметь эти творческие способности, каждый из нас достоин Царствия Небесного, лишь бы мы этого хотели.

Поэтому, искренне совершая наше деятельное покаяние перед Богом самой жизнью нашей, принимая часто участие в Таинстве Исповеди и Причащении Святых Христовых Таин, будем просить Господа о том, чтобы Он избавил нас от духовной слепоты. Чтобы Господь указал нам верный путь в нашей жизни для того, чтобы нам вместе, через те страдания, к которым мы призваны через исполнение Евангелия, взять на себя свой крест. Чтобы мы достойно понесли этот наш крест, чтобы воссоединить его с тем главным Крестом, на котором пострадал Христос и через наше крестоношение достичь Царствия Небесного.

Аминь.

Возврат к списку