Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы́, Антипасху

Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы́, Антипасху

Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы́, Антипасху

Слово митрополита Исидора в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы́, Антипасху

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы́, Антипасху

Троицкий храм, Троице-Одигитриевского
ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь,
27 апреля 2025 г.

Дорогие братья и сестры! Господь является Своим ученикам как победитель, Который, как это бывает, не щадя жизни Своей, совершает Свой подвиг. Господь, не стесняясь, смело показывает свои раны. Это заслуженные раны, потому что Он добровольно взошёл на Крест, умер на Кресте добровольно для того, чтобы спасти всякого человека от смерти. Что может быть большей победой в истории человечества? Только лишь это. И во многом все мы, являясь христианами, можем лишь подражать в той или иной степени победе Христовой. Поэтому и до сего дня наши солдатики, защищающие наше Отечество, подражают Христу, тем выполняя Его заповедь любви к человеку, поскольку «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

И Господь является не просто победителем, совершившим эту единократную победу. В этом-то и совершенство Божией победы, ведь Он совершил её не однажды, а эта победа навсегда. Так что и Он ученикам Своим сообщает благодать Святого Духа, давая им власть вязать и решить грехи. И через это мы с вами получили Таинство Исповеди. Сам Господь установил благодать этого Таинства, и ни с чем это не может быть сравнимо. Так же, как и всякое чудо Божие невозможно ни с чем иным в этом мире сравнить, поскольку в каждом чуде, в каждом явлении благодати является во всей полноте Сам Господь. Так что ученики Его, что-то смертное могли испить и это им не вредило, они говорили на различных языках после явления благодати Святой Пятидесятницы, они воскрешали. Как мы с вами слышим из Деяний апостольских, даже тень апостола Петра могла совершить чудо. Не это ли полнота Божией благодати, к которой стремится всякий человек? Так что даже темницы, как мы слышали только что из Деяний апостольских, не могли удержать апостолов, потому что сами Ангелы открывали эти двери темничные, чтобы апостолы быстрее проповедовали благовестие Воскресения всему миру (см. Деян. 5, 12-20).

А для нас с вами Воскресение Христово являет наиважнейший дар, этим даром является вера. Что такое для нас с вами вера как религиозное чувство? Это ничто иное, как присутствие благодати Божией, Личности Божией в нашем сердце. Обратите внимание, это не наше знание религиозных обрядов и не наше частое хождение в храм Божий само по себе, это не знание нами Священного Писания и традиций церковных, отеческого наследия. Нет, это ещё не вера, это всего лишь знание. А вот вера – это когда Господь в нашем с вами сердце и к этому мы должны стремиться. А всё остальное является средствами к тому, чтобы в наше сердце вошла благодать Божия. Как вы знаете блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Сегодня мы с вами отмечаем явление Спасителя апостолам и, особенным образом, Фоме. Да, были особенности его восприятия веры, эти особенности предполагали в определённой степени тактильность. Посмотрите как церковные обряды наполнены, в некотором смысле, как некоторые говорят перенасыщены этими образами, символами, тактильностью. Это всё намеренно Богом как Главой Церкви установлено. И, безусловно, само участие в богослужении, само восприятие сердцем всего того, что Святая Церковь предлагает и есть способ получения нашему сердцу веры.

Где человек обретает веру в Бога? Да конечно же в Церкви. И как только он становится верующим, получает от Бога этот дар, он автоматически становится частью, неотъемлемой частью Церкви. И мы с вами, каждый из нас, являемся родными и близкими людьми, неотъемлемой частью Богом возглавляемой Церкви. Так с какой же ответственностью мы с вами должны нести это служение и Богу, и друг другу? Как мы должны относиться друг к другу? Могут ли между нами быть раздоры, осуждение, раздражение? Не должно быть этого, а если это где-то есть, значит, мы сами себя отдаляем этим злом от Церкви Божией, значит мы не интересуемся тем, что Господь, как величайший дар, присутствует в нашем сердце.

Поэтому и мы с вами, являясь наследниками апостольской веры и глубоко понимая это исповедание, которое произнёс апостол Фома: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28), каждый раз, вкладывая в свои уста Тело, то есть причащаясь Тела Христова, мы повторяем, буквальным образом, религиозно, опыт апостола Фомы. И как он тогда при явлении Спасителя удивился, так и наше сердце с вами должно благоговеть и трепетать, когда мы открываем уста и священник лжицей преподаёт нам Тело и Кровь Христовы. Вот так должна гореть наша вера к Богу, наша искренняя Любовь.

А для того, чтобы научиться любви к Богу, как об этом говорит святой апостол Иоанн Богослов, мы с вами прежде должны научиться нашей любви к людям. А что это такое? Это не только то, что мы любим любящих нас. Уметь прощать обиды, личное зло, которое направлено против нас, благословлять того, кто это зло нам пытается сотворить, искренне, сердечно молиться за всех неприятелей своих личных – это и есть проявление совершенства нашей любви к ближнему.

Поэтому, дорогие братья и сестры, зайдя в православный храм, уж тем более сюда, во святую обитель, отставим всякую злобу, всякую обиду, всякое неприятие к кому бы то ни было. Потому что это если есть, то мы сами отдаляем себя от Господа.

И будем вместе с апостолом Фомой и всеми иными апостолами, которые радовались Воскресшему Спасителю, пришедшему к ним, прославлять словами, которые Святая Церковь предлагает нам в дни Пасхи: Христос Воскресе!

Возврат к списку