Слово митрополита Исидора в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святого апостола Фомы

Новости

Слово митрополита Исидора в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святого апостола Фомы

Слово митрополита Исидора в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святого апостола Фомы

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти святого апостола Фомы

Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 19 октября 2025 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Не похожа эта евангельская история на все прочие, которые мы с вами знаем из святого благовестия (см. Лк. 7, 11-16). Господь с учениками идёт мимо маленького городка, а по-нашему это совершенная деревня, и в этом бедном городке Наине произошёл скорбный случай: умер единственный сын у вдовы, так что сама эта женщина осталась круглой сиротой, и родственников других никаких тоже не было. Поэтому она со скорбью провожала сына и весь город ей сопереживал. Люди шли и не могли вообразить, как теперь будет жить эта женщина, где же Господь? Ведь и у нас часто бывают такие вопросы, когда мы видим совершенное горе и взываем: Господи, а где же Ты, почему так всё несправедливо произошло, ведь этот юноша ещё совсем не пожил, и вдова, которая потеряла мужа, у которой не было никаких родственников, чем же она могла провиниться настолько, что самое единственное драгоценное, что было в её жизни, её сын, умер?

Господь идёт мимо этой процессии и, обратите внимание, Он не вступает с ней в диалог, как это бывало в иных случаях. И это не тот случай, где человек просил бы у Бога прощения за соделанные грехи или что-то иное, нет. Мы слышим из Евангелия, что Господь милосердовал, Он видел, а как Бог Он знал все обстоятельства, которые были в судьбе этой несчастной женщины Поэтому Он не задавал ей никаких вопросов, не спрашивал, «как ты веруешь?», не говорил ей: «иди больше и не греши». Он просто сказал этой женщине: «не плачь» (Лк. 7, 13). И в этих словах Божиих, в этом одном слове вся сила Божиего милосердия. Он подошёл тут же к гробу и воскресил юношу, который встал и пошёл, так что и мать радовалась, и весь город не мог вообразить, как это могло произойти, говоря о том, что неужели какой-то из великих пророков восстал, что мы видим это чудо? Но никто ещё глубиной своей веры не мог вообразить, что это Сам Господь, что Господь рядом с теми, кто нуждается в Нём, кто испытывает горе, кто сердечно взывает к Нему.

Глядя на это евангельское событие у нас с вами возникает вопрос: слышит ли наши молитвы Господь, чьи вообще молитвы Он слышит? Прежде того, как ответить на этот вопрос, зададим иной: обращаемся ли мы к Богу о помощи? Является ли наше обращение к Богу молитвой, ведь не всякое нами словословие является обращением к Богу? Сколько мы в день произносим различных слов и насколько каждое произнесённое нами в течение дня слово имеет то или иное доброе значение, насколько оно тяжело или легко? Несёт ли оно какой-то в себе смысл или мы часами просто болтаем с окружающими людьми? Обратим внимание, всмотримся в себя, что это за слова, которые мы произносим. И, конечно, бичом нашего времени является то, что люди даже не замечают своё сквернословие. Принято считать, что произносить маты – это естественно для человека. Но вы знаете, что эта естественность для человека является свидетельством противоестественности. Действие греха в повреждённой человеческой природе – вот что такое мат, это прямое проявление повреждения нашей природы, ума, сердца, всего естества человеческого, так что мы даже не даём оценку тому, а какой смысл несёт то или иное скверное, богохульное слово, многие не замечают как матерятся. К сожалению, это происходит и в детской, и в юношеской среде, так что и дети теперь наши матерятся, причём делают это открыто, не стесняясь взрослых. И где-то взрослые даже подхихикивают, когда их маленькие дети из детского сада приносят матерные слова. А это страшно, не дай Бог, никакое матерное слово не должно исходить из детских уст, ведь дети – это маленькие ангелы.

Очень страшные явления в жизни нашего общества мы с вами наблюдаем, поэтому и часто не отвечаем за слова. Обратите внимание, ещё в средние века слово купца было настоящим договором, а сейчас мы подписываем письменные соглашения, договоры, в которых изложены различные случаи, если та или иная сторона не исполнит этот договор. И спросите у юристов, нотариусов, судей, насколько часто люди нарушают эти письменные договоры друг с другом? В большинстве случаев нарушаются эти договоры: трудовые, коммерческие. А уже когда жених говорит невесте, что я всю жизнь проживу с тобой, и невеста тоже отвечает, что я тоже навсегда теперь с тобой и в горе, и в радости, то на этом фоне 80% семей в нашей стране распадаются. Где сила человеческого слова, где сила обещания человеческого? Поэтому у нас с вами принято не держать своё слово и исполнять обещания. Поэтому семьи наши разрушаются, поэтому дети растут в неполных семьях, тем самым испытывая чрезвычайные психологические, духовные обстоятельства своей жизни. Детям наносится урон, иногда невосполнимый, и потом, к сожалению, этот урон отразится уже в их семейной жизни. И так поколение за поколением.

Дорогие родители, мы с вами несём чрезвычайную ответственность за наших детей, очень важно, чтобы наши с вами обещания несли силу, силу нашей любви к Богу, силу нашей любви друг к другу. Всякое наше слово не всегда бывает сильным, а это проявление нашей слабости. Когда мы видим богатого, высокопоставленного человека, который не произносит сильных слов, значит это и не богатство, значит это и не власть. И, с другой стороны, видим совершенно простого, но при этом содержательного человека, и нам хочется с ним быть, потому что он способен ответственно относиться к словам и к поступкам своим. Вот где сила человеческого духа, вот где по-настоящему проявление человеческой личности.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем со всей ответственностью произносить слова и не произносить слов пустых, тем более богохульных, матерных, будем соизмерять эти слова со своими поступками и, что самое важное, с волей Божией. И когда мы к этому приучимся, тогда и молитва наша будет крепче, тогда мы не будем взывать к Богу с пустыми просьбами, тогда наши просьбы будут наполнены содержанием. Всякий священник за богослужением молится о том, чтобы прошение молящихся были на пользу. Такие слова священники используют в своих священнических молитвословиях, чтобы всё на пользу было: и наше с вами соборное молитвословие сегодня, и наша исповедь, и Причастие принесли бы нам всем пользу. Поэтому и наши слова, и наши поступки, мысли и чувства должны приносить нам пользу. Тогда наши обращения к Богу будут немедленно откликаться Божиим ответом.

Почему большинство наших прошений к Богу не исполняется? Потому, что это прошение не на пользу, это не то, что нам нужно, а нам нужно с вами, чтобы всякое обращение к Богу касалось нашего спасения, спасения окружающих людей, нашего покаяния, нашего исправления – вот какие прошения доходят до Бога. И когда мы будем просить у Бога главного, тогда Он и всё второстепенное, что может сопровождать наше главное, будет подавать в нашей жизни. Вдова, о которой мы слышали, даже не обращалась к Богу, хотя, может быть, евангелист даже этого и не знал, как она молилась в глубине сердца, прося: Господи, вот мой сын, которого погребут за городом и всё, теперь у меня ничего не осталось в жизни, Господи, неужели я буду одна? Возможно, она взывала в сердце к Богу, но окружающие люди, кроме Господа нашего, не могли этого слышать и видеть эти обращения.

Поэтому и не всякое наше пребывание в храме, дорогие братья и сестры, является свидетельством того, что мы молимся, не всякое отсутствие кого бы то ни было из нас в храме тоже не является тем, что Бог не слышит того человека. Слышит. Особенно мы с вами знаем об этом, когда священники и представители власти бывают там, на передовой, и удивляемся тому, как все молятся: и православные, и представители иных традиционных религий. Все молятся Богу не просто желая выжить, а что самое главное, и это удивительно, наши солдаты молятся о том, чтобы совершена была победа. И Господь за то, что они молятся не о сохранении своей жизни, а молятся о победе, сохраняет их жизнь. Вот как только тот солдат перестанет молиться о победе, а будет молиться только о себе, вот тогда, может быть, жизнь будет его измерена коротко. Так что и для нас с вами это является чрезвычайным назиданием в том, что мы должны Бога просить о главном, и это главное станет для нас спасительным в этой жизни и в жизни вечной.

Поэтому одна из главных задач всякого христианина – научиться молиться. Давайте, дорогие братья и сестры, учиться молиться, а основой молитвы, как об этом говорят наши древние святые отцы, является покаяние, а покаяние – это не просто признание своих ошибок. Это всяческое отвержение своих внутренних зол, это желание к Богу победить зло в своём сердце, это переступание через своё греховное «суперэго» для того, чтобы совершить добро для окружающих людей, проявить милость к окружающим. И пусть наше духовное становление будет основой нашей молитвы, чтобы нам, может быть, в какое-то время, и слов лишних уже не нужно будет Богу произносить, потому что глубиной сердца мы будем способны понимать, что Бог Сердцеведец знает наши прошения, что Ему всё открыто, нет того, чтобы Он не знал о нас. Но не то ценно, что знает о нас Бог, а то, что мы хотим знать о Боге, что нас объединяет с Богом в сердце нашем, в уме, в нашем поведении. И тогда, когда мы будем искать главного, тогда и в нашей жизни будут происходить подобные чудеса, и у нас с вами будут такие события, которые будут равны воскрешению сына Наинской вдовы.

Поэтому будем все искренне молиться, молиться о прощении собственных грехов, молиться друг за друга, за семьи свои, за Отечество наше, чтобы Господь, придя к нам, совершил то чудо, которое было бы главным и спасительным для нас. И тогда мы почувствуем всю силу молитвы, тогда мы будем свидетелями проявления той силы Божественной любви, которая открыта для нас и которую Господь желает для нас, лишь бы мы с вами этого желали. И пусть этот евангельский случай станет для нас назидательным, потому что каждого из нас Господь призывает к молитве и к наследию Царствия Небесного.

Аминь.

Возврат к списку