Слово митрополита Исидора в день Празднования Казанской иконы Божией Матери
Слово митрополита Исидора в день Празднования Казанской иконы Божией Матери
Возврат к списку
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня – День народного единства. Единство – это то, что для нас является той силой, что объединяет наш народ. Равного этому единству нет ничего среди каких-либо иных народов. Поэтому история нашей страны уникальна. И события в ней – чрезвычайной важности. Явление Божией силы, Божией Премудрости так ярко отразились на страницах истории нашего Отечества, что трудно себе представить, где ещё с такой силой Господь и Царица Небесная позаботились бы о том или ином народе. А о нашем народе Господь и Божия Матерь позаботились.
Как и всегда на Богородичные праздники, сегодня мы слышим евангельскую историю о Марфе и Марии, которые встречали Господа, Его учеников и множество народа (см. Лк. 10, 38 - 42). Мы можем себе представить, как в этот скромный дом, где жили Марфа, Мария и Лазарь, пришли множество людей, и дом был наполнен ими совершенно, как сегодня наш Казанский храм. И не было свободного места, поскольку Господа сопровождали тысячи людей. Все это множество народа пришли за Спасителем в дом Марфы и Марии. Можно себе представить тот шок, который испытывала хозяйка, видя такое высокое собрание во главе с Самим Господом. Но кроме почётных гостей были и те, которые, очевидно, нуждались в помощи, потому что люди ходили целыми семьями, с детьми. Представляете ту южную погоду, которая была в Палестине в то время и до ныне? Людям, как минимум, нужно было подать кружку воды, чтобы они утолили жажду. А то, что необходимо приготовить для них яства? Трудно себе это представить, особенно в доме скромном, где, даже если выложить все запасы, все равно не хватит еды на всех. А там – маленькие дети плачут, там старики, там немощные, неизлечимо больные – и все жаждут быть рядом с Господом.
Мы можем себе только представить, о чем беспокоилась Марфа. Призваны ли мы к тому, чтобы её осуждать? Ни в коем случае. И Господь не осуждает. Он не упрекает её. Он лишь напоминает, что «эти заботы, которыми ты себя окружила, и подруги твои, которые сейчас включились в эту работу – это всё очень важно, но это не главное. А Мария, твоя сестра, избрала благое» (см. Лк. 10, 41 - 42). А этим благим является – слышать Господа, сердечно вникать в то, что Он говорит, быть способным открытым сердцем воспринимать Слово Божие. Вот, что для нас с вами чрезвычайно важно и что является благим для нас.
На какое благо указывает нам Господь? Перед этим Он ученикам говорил о заповедях блаженства, говоря: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6)... Невероятные заповеди! «Да каким же образом, – спросим мы нашим обывательским сознанием, – как же это так возможно, чтобы в жизни и в окружающем пространстве того, кто жаждал, была правда, чтобы он был насыщенным?». Господь говорит о той полноте насыщения, которая касается нашего с вами сердца, потому что брюхом можно быть сытым, но при этом испытывать чрезвычайные голод и жажду.
Сейчас буду говорить совершенно не языком проповедничества. Как, говоря современным жаргоном, некоторых людей «колбасит»… Что с ними происходит? Они не знают, где и как утешить себя. И на юг съездят, и какие-то иные впечатления получают, в том числе греховные, считают возможным, чтобы это все было в их жизни. Но ничего не удовлетворяет естество человека. Никакая страсть, никакой грех, тем более власть и богатство, не способны удовлетворить душу всякого человека, но способны погубить её. А уже различного рода похоти и различные визуальные впечатления, в том числе, так называемый наш отдых, который мы, зачастую, неправильно организуем... Все это оставляет в нас горечь духовного голода. Человек может метаться всю жизнь и не понимать, что же ему нужно. Он называет свою жизнь несчастной. Она несчастна. Вроде бы есть и дети, и внуки, кругом вроде бы благополучие: и в семье, и несколько машин, и даже дача, и возможность куда-то поехать, но почему-то ничего не удовлетворяет, как-то все это неинтересно. И ходят люди с омрачёнными лицами по жизни и достигают гробовой доски. А Господь напоминает нам, чтобы мы искали благо, чтобы мы искали Божией правды: «Я́ко пра́веден Госпо́дь, и пра́вды возлюби́, правоты́ ви́де лице́ Его́» (Пс. 10, 7). «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане» (Пс. 91, 15), – говорит премудрый псалмопевец Давид. Одним словом, тот, кто стремится в своей жизни добиваться правды, бывает духовно насыщенным человеком. К этому мы должны стремиться.
Слава Богу, в нашей жизни достаточно пищи телесной, достаточно всех тех благ, которые будут минимально полезными для всякого человека. А вот пищу духовную в гипермаркете не купишь.
Что же есть для нас с вами правда, помимо правды Божией, поскольку до правды Божией нужно ещё дорасти и получить это как дар Божий. Мы знаем, что людям честным в нашей жизни жить трудно. Что тот, кто стремится к праведности в своей жизни, все время испытывает те или иные огорчения: огорчения от самых родных, близких, огорчения от сослуживцев, огорчения в обществе. Потому что, куда бы человек не посмотрел своим духовным взором, к сожалению, везде либо неправда, либо правда мнимая. Там правда – как некая вывеска, под которой – абсолютнейшая ложь.
Дорогие братья и сестры, наша с вами задача – добиваться того, чтобы мы жили по правде, по совести, как минимум. А совесть – это естественный закон, данный каждому из нас. Хотя бы были мы способны прислушиваться к совести, уже не до праведности Божией… Опираясь на эту первую ступень, мы могли бы быть способными и на вторую, и на третью, и на большую взойти. Мало-помалу, как принято говорить.
Добиваясь какой-то общественной правды, мы все очень хорошо судим о том, что неправильного в нашем государстве, как нужно было бы сделать Вооружённые Силы лучше, но при этом в нашей личной жизни присутствует абсолютнейший диссонанс. Мы очень легко бываем способны видеть чью-то неправду, а вот свою личную неправду мы не желаем видеть вовсе. Мы стремимся всячески отвлечь наш взор от тех ошибок, которые мы совершаем в своей жизни. Мы стремимся не вспоминать об ошибках. Мы все время о себе думаем, как о людях уникальных, которые живут только здесь и сейчас, а то, что было до этого – нас, к сожалению, не беспокоит. Это серьёзнейшая духовная проблема, которая легко отражается на исповеди. Когда человек приходит на исповедь, он не знает, что сказать Богу и его свидетелю священнику. Он не знает, в чем покаяться: вроде бы никого не убивал, вроде бы никаких серьёзных ошибок не делал, которые были бы катастрофичны лично для него и для окружающих людей, но при этом человек не видит мелкую неправду. И этих мелких неправд – тысячи в жизни каждого из нас.
Дорогие братья и сестры, мы призваны к тому, чтобы достигать Божией праведности, а её возможно достигать, порой, борясь с мелочностью наших грехов, с теми самыми мелкими грехами, которые мы стремимся не замечать, которые нам кажутся даже нормами: грубое слово сказать своему супругу или супруге, где-то небрежно ответить своим детям, не должным образом благоговейно ответить своим маме и папе, которые где-то там, далеко, в телефонной трубке, как будто бы близко, но очень далеко, на расстоянии, и мы с раздражением отвечаем: «Мам, ну все, хватит, надоело. Больше не могу тебя слушать. Все, давай, пока. Я занят». Как много подобного рода неправд в нашей жизни!
Мы очень трезвенно и духовно внимательно должны относиться к каждому слову, к каждому чувству, которое проходит через наше сердце. Когда мы начнём разбираться в своей личной мелочности, тогда и большая неправда откроется в нашей душе. Тогда мы увидим, что и там мы нечестно прожили, и там мы, к сожалению, кого-то обманули. И тут мы не проявили деятельную любовь к окружающим людям. Это ведь будет являться поводом для покаяния нашего, поводом для того, чтобы прийти на исповедь и сказать: «Отец духовный, я так много согрешаю перед Богом, что даже та бумажка, на которой я записал или записала грехи, не способны вместить это множество грехов, я даже не знаю их. Если Господь не простит меня, то, значит, я погибну в этом море неправедности...». Вот, какое покаяние должно быть у каждого из нас: у священников, у мирян, у всей Церкви.
Дорогие братья и сестры, будем искать праведности Божией. Тогда Бог даст нам силы, духовные силы, прежде всего, которые сделают нас способными на подвиги, равным которым является тот подвиг, который совершил наш народ в 1612 году под предводительством Минина и Пожарского. Уже не было никакой надежды: столица была захвачена интервентами. Лишь надежда на Божию помощь, вопреки всякой логике. Эта надежда была той силой, которая сделала нас с вами, наших предшественников, наших сродников, способными к тому, чтобы защитить наше Отечество.
Скажите, а чем мы с вами хуже? Разве у нас не столько же должно быть силы воли, которая поможет нам преодолеть те неправды, которые есть в нашей личной, семейной, общественной жизни? Разве мы с вами не способны явить такое же духовное единство для того, чтобы сохранить нашу страну? Обратите внимание, когда как будто бы мы слышим о полном благополучии внутри нашей страны, гражданско-патриотические чувства и прочее, то мы, на самом деле, не осознаем, как много верующих людей в нашей стране. Да, те воины, которые сейчас на передовой, за ленточкой, – глубоко верующие люди: православные, мусульмане, представители иных традиционных религий. А сколько ходит народа в наши отреставрированные православные храмы? Где этот народ? Где старшее поколение, которое молится за своих внуков и детей, за сыновей?! Почему не в храмах? Почему такой малый процент народа Божия приходит в храмы? Речь идёт не только о Пасхе, Рождестве и о таких великих праздниках, как сегодняшний День народного единства. Речь идёт о самом обычном дне. Ведь война – она и не только в праздники, война и в будни происходит. Неужели какому-то сыну или какому-то внуку не нужна молитва своей мамы и бабушки?! Ещё как нужна! И эта молитва бабушки и дедушки, хотя бы единственный земной поклон, вопреки старости, перед иконой, один на один с Богом, может внести такой мощный вклад в наше народное единство, равному которому нет. Такого рода вклад создал и обеспечил ту победу, которая произошла в 1612 году.
Дорогие братья и сестры! Наша с вами задача – не просто чтить предков. К этому мы все приучены, со всех сторон об этом говорят. Мы благоговейно должны относиться к тем победам, которые совершали наши святые предшественники. Мы должны быть достойны этих побед. Мы должны высоко нести знамя этих побед в нашей личной жизни, ведь на нас с вами лежит ответственность за настоящее и за будущее страны. Очень важно, чтобы все мы это осознавали. Скажите, научили ли мы с вами наших подростков, студенчество тому, чтобы любить Отечество? Я про малых детей не говорю. Да нет. Кто из нас с вами говорит внуку, забежавшему ненадолго и потом опять убегающему на занятия: «Ты знаешь, очень важно, чтобы у тебя все было в порядке, чтобы ты был достойнейшим человеком». Как часто звучат эти слова? Давайте спросим каждый друг друга.
Будем осознавать эту ответственность, будем подражать нашим святым предшественникам, нашим соотечественникам для того, чтобы и нам в нашей жизни являть Божию правду, обращаясь к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери, молясь Царице Небесной, чтобы Она покрыла Своим честным Омофором всех нас и помогла бы нам всегда сохранять единство духа в союзе мира (Еф., 4, 3).
Аминь.
