Слово митрополита Исидора в четверг 5-й седмицы Великого поста, четверток Великого канона, день памяти преподобного Серафима Вырицкого

Слово митрополита Исидора в четверг 5-й седмицы Великого поста, четверток Великого канона, день памяти преподобного Серафима Вырицкого

Слово митрополита Исидора в четверг 5-й седмицы Великого поста, четверток Великого канона, день памяти преподобного Серафима Вырицкого
Слово митрополита Исидора в четверг 5-й седмицы Великого поста, четверток Великого канона, день памяти преподобного Серафима Вырицкого

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в четверг 5-й седмицы Великого поста, четверток Великого канона, день памяти преподобного Серафима Вырицкого, 

 3 апреля 2025 года, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре города Смоленска


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Прошедший богослужебный день был связан с памятью преподобного Серафима Вырицкого, нашего современника, ушедшего из этой жизни в жизнь вечную в 1949 году, недалеко от Ленинграда. Он своим духовным чадам говорил, что одним из самых распространённых тяжких грехов в современное время является грех осуждения. Если мы откроем завершающую страницу третьей части 5-го тома Наставлений преподобного Паисия Святогорца, где он рассуждает о тяжести греха осуждения, то мы почерпнём житейские истории, которые проживал сам преподобный Паисий Святогорец (см. Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели, 3-я часть «Осуждение- величайшая несправедливость»). Он рассказал следующее: «Мы со знакомым пошли на службу в монастырь. Я стал в стасидии .. и тихо подпевал [братии]. Через некоторое время в храм вошла довольно молодая женщина одетая в чёрное, стала рядом со мной и принялась меня внимательно рассматривать. Смотрит на меня и крестится, смотрит и крестится... Я разозлился. "Ну что она за человек, - думал я, - чего она всё смотрит?"… Только окончилась литургия, эта женщина в чёрном пригласила меня к себе в дом Оказывается, я был очень похож на убитого на войне её сына! Так вот почему она смотрела на меня в церкви и крестилась: я напомнил ей её ребёнка. А я-то осуждал: "Вот бессовестная, как она смотрит в церкви!" ... Я очень плохо себя чувствовал после этого случая. "Ты, - говорил я себе, - неизвестно, что думаешь... а она потеряла сына, у неё горе!"».

Преподобный Паисий рассказал еще одну историю – о своём брате, который так же, как и он в своё время, в начале XX века, был вовлечён в военные действия и служил солдатом: «Интендант роты мне сказал: "Я дал твоему брату два бидона с маслом Где они?" Я вспомнил, что брат приводил к нам в дом ночевать своих товарищей по армии... "Как же он мог такое сделать, взять масло?" - подумал я. Сажусь и пишу брату резкое письмо... А он мне отвечает: "Бидоны спроси у сторожа нижней церкви"! Оказывается, он послал масло в церковь нижней Коницы. "Поздравляю, - сказал я себе, - в тот раз ты осудил бедную женщину, теперь собственного брата. Всё, хватит! В другой раз не суди вообще. Ты человек ненормальный, потому и видишь всё ненормально. Стремись стать нормальным человеком". Я говорил: "Наверное, это что-то хорошее, только я этого не понимаю, сколько раз я ни принимал помысел слева, всегда оказывался неправ". Когда я, в хорошем смысле, возненавидел себя, то стал всех оправдывать. Для других я всегда находил оправдание и обвинял только себя. Если человек не следит за собой, то ему нечего будет сказать на Суде в своё оправдание». Какие это важные для нас с вами слова! Почему? Потому что мы все время боремся с тем, что каждый день осуждаем окружающих людей и как важно нам духовно возненавидеть своего ветхого человека, как об этом говорит святой апостол Павел.

Для того, чтобы в окружающих людях увидеть образ Божий и никогда не стремиться к тому, чтобы осудить ближних, поскольку те или иные обстоятельства могут свидетельствовать о том или ином благе, которое, в том числе, ради нас, совершают ближние, а нам это представляется их грехом. Это наше глубокое духовное заблуждение, свидетельство нашей духовной слепоты.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будучи слепы и не имея силы благодати видеть реальность духовной жизни ради того, чтобы благодарить Бога и не осуждать ближних, будем, прежде всего, осуждать самих себя ради того, чтобы не погубить своим осуждением окружающих людей и спасти свою душу.

Храни вас всех Господь.

Аминь.

Возврат к списку