Слово архипастыря на Божественной литургии в с. Чижово
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, в преддверии большого праздника во всей Смоленской области, Дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков и в год восьмидесятилетия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, мы собрались здесь, на этом памятном для всякого смолянина, и не только смолянина, для всякого жителя нашей страны месте, - месте, где родился и вырос светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин. В эти дни, когда наши сельхозработы завершаются, когда не только собран урожай, но и посеяны озимые, мы слышим из шестой, завершающей главы Послания святого апостола Павла к Галатам (Гал., 6, 2–10) слова апостольские: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал., 6, 7).
Этот образ сеятеля святой апостол Павел многократно приводит в словах своего Послания к Галатам, говоря о том, что мы все призваны с вами к тому, чтобы сеять добро, и если мы не сеем добро, значит, всходит зло (см. Гал., 6, 9 -10: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере»). А сколько усилий, как вы очень хорошо знаете, люди, живущие здесь, на земле, приходится прилагать к тому, чтобы то или иное сеяние наше давало добрый плод. Мало просто посеять, нужно сделать все то необходимое, чтобы оно взросло, чтобы оно укрепилось, чтобы оно плодоносило. Так что, наших житейских забот мы прилагаем очень много к тому, чтобы хотя бы что-то получить из нашего огорода. А что же делать нам с нашей душой, которая является таким же полем? Господь многократно приводит этот образ в Своих притчах. Наша душа – это то поле, в которое мы призваны посеять добрый плод. А что для нас с вами является добрым плодом? От нас с вами очень многое зависит, дорогие братья и сестры. Мы легко по состоянию нашего сердца можем судить, много ли добрых плодов в нашем сердце, и что оттуда исходит.
В евангельском чтении от Матфея от Самого Господа мы слышим, что бывает тогда, когда из нашего сердца что-то недоброе выходит. Господь так и обличает нас: «Не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15, 11). Речь, конечно же, не о той пище, которую мы принимаем. А речь идёт о том, что мы сами, к сожалению, являемся часто проводниками зла. Поэтому и сердце наше бывает тем полем, которое иногда засеивается нами не добрыми плодами. А добрым плодом является только благодать Божия, и ничего её не способно в этой жизни заменить. Никаких иных добрых плодов для нашего сердца, кроме благодати Божией, не бывает. А если не бывает этих добрых плодов, значит, на нашей почве растут сорняки, которые мы не убираем, всю жизнь их взращиваем, укрепляемся в том, что мы взращиваем. Тогда не только недобрые плоды, а страшные вещи произрастают в нашем сердце. Отсюда так много горя в нашей личной жизни. Отсюда так много несчастий в жизни семейной нашей. Отсюда – все общественные беды, отсюда все нравственное зло, которое мы испытываем от себя, от ближних, от родных, от общества нашего. Все зависит от состояния нашего с вами сердца. От той почвы, которую мы призваны Богом возделывать, как добрые делатели. Если этого в пространстве нашей личной жизни нет, то какой смысл её, этой жизни? Если мы не трудимся над собой, а только лишь над огородами все никак не можем завершить эти труды, а над сердцем не трудимся, какой смысл тогда нашей жизни? Можно же и не трудиться на этом огороде, пойти в «Пятёрочке» или в «Магните» все купить. А то, что на сердце невозможно нигде взять извне. Это даётся только Богом, а в злохудожную душу, как говорит Господь, не войдёт благодать. Поэтому мы все, духовенство, миряне, призваны к тому, чтобы работать над собой, чтобы более ответственно относиться к себе.
Если сеяние внешнее наше, «бытовуха» наша требует усилий наших только тогда, когда это требуется, однократные усилия в течение года, то духовное делание от нас требуется ежесекундно. Каждое мгновение требуется, чтобы наше сердце имело доброе помышление. Обратите внимание, и это каждого из нас касается, как трудно удержать добрый помысл в своём сердце. Это почти невозможно. Сколько нам трудов нужно, чтобы всегда мыслить по-доброму. Как мы легки к тому, чтобы осуждать ближних, раздражаться, искать чего-то своего, эгоистичного, гордого, тщеславного. Как это все злое легко прилепляется к нам, как те сорняки в поле. И как трудно бывает, когда что-то доброе, самоотверженное, что-то касающееся пользы другого человека, проникает в наше сердце. Так почти не бывает, к сожалению. В этом – духовная противоестественность нашей жизни, от чего мы и должны избавляться.
Нет иной силы, кроме силы Божией, которая способна выместить все это зло из нашего сердца. Никакими деньгами, никакой властью никто из нас не способен что-то сделать над собою, кроме Господа. Поэтому все мы призваны к тому, чтобы всегда обращаться к Богу. Все мы призваны к тому, чтобы прилагать покаяние, изменять наш образ жизни к лучшему, чтобы следовать добрым примерам в нашей жизни тех людей, кто самоотверженно совершали свой человеческий подвиг, опираясь всегда на волю Божию. Вот, почему мы призваны подражать святым угодникам Божиим. И их у нас предостаточно, в том числе в Соборе Смоленских святых – тех людей, на которых мы можем равняться и воинов, и благочестивых князей, и преподобных отцов, и добрых деятельных людей.
Дорогие братья и сестры, пусть для нас с вами будет наше делание над нашим сердцем главным трудом. А все, что касается внешних полей наших, то Сам Господь нам об этом говорит: «Трудитесь сначала над сердцем своим, над собою, а все остальное приложится вам». Это не значит, что нужно лениться в исполнении своих личных обязанностей, обязанностей семейных своих трудов тяжких. Все это нужно нести. Но делать это нужно только с помощью Божией, только получая от Бога просвещение, только руководствуясь добром, заповедями Божиими, и выстраивая добрые отношения с людьми. Сам апостол Павел говорит в этой шестой главе Послания к Галатам: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6,7).
Поэтому будем благоразумны, будем благочестивы будем богобоязненны. Тогда Господь молитвами святых и молитвами преподобного Силуана Афонского (нашего земляка, совершавшего свой подвиг не так давно на святой горе Афон), его молитвами, молитвами всех святых, спасёт нас и приведёт нас каждого в Царствие Небесное. Аминь.
Храни вас Господь!
