Проповедь митрополита Исидора на Божественной литургии в Великий четверг

Проповедь митрополита Исидора на Божественной литургии в Великий четверг

Проповедь митрополита Исидора на Божественной литургии в Великий четверг
Проповедь митрополита Исидора на Божественной литургии в Великий четверг

Проповедь на Божественной литургии в Великий четверг,

17 апреля 2025 года,

Успенский собор г. Смоленска


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь не просто чтит событие установления Нового Завета, коим является учреждённая Богом Евхаристия как новая связь Бога с человеком, обновлённая в Господе нашем Иисусе Христе. Святая Церковь сегодня призывает каждого из нас к тому, чтобы мы стали причастниками этого Нового Завета через Тело и Кровь Христовы, Которые Сам Господь вознёс, возблагодарил и предложил Своим ученикам, а через них – и всей Церкви Божией. Можно ли что-то сопоставить по силе возможности приближения человеческого естества к Богу, чем возможность стать причастниками Божиего естества, как об этом говорит нам святой апостол Павел. Что может быть ещё роднее и ближе? Сам Господь, указывая на Тело и Кровь Христовы Свои, говорит: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор., 11, 25).

Какого ещё пути мы ищем к Богу? Как мы можем наследовать Царствие Небесное, не желая быть причастниками Его Тела и Крови? Святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (см. 1 Кор., 11, 23–32) нам сегодня об этом разъясняет, говоря: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29). А уж какая участь у тех, кто совершенно пренебрегает возможностью стать причастником Тела и крови Христовых…

Мы можем, конечно, говорить о том, что у Бога все возможно и Он способен спасать всякого человека, желающего этого спасения, поскольку представляем себе, что и ветхозаветные пророки, и благочестивые цари, и весь ветхозаветный народ, верующий в Бога, не мог быть участником Тайной Вечери. Поэтому Господь Своим путём, их, как наследников вечной жизни, там, в Царствии Небесном, приобщил к благодати Своего Богочеловеческого Естества. Но, для учеников Его и для их последователей, для всего новозаветного человечества Господь установил это Таинство – Таинство вхождения в Царствие Небесное.

Дорогие братья и сестры, мы, в первую очередь, являемся свидетелями того, что мы – причастники Божиего естества и уже наследуем Царствие Небесное именно потому, что мы с вами находимся в Церкви Божией. Мы с вами – православные христиане, мы Богом спасаемы через Им установленное Таинство, через наше искреннее покаяние, через Таинство Исповеди и, конечно же, частое причащение Тела и Крови Христовых.

Есть ли у нас с вами надежда на спасение? Более, чем у кого бы то ни было. Лишь бы мы с вами крепко веровали в Бога, лишь бы мы с вами любили Бога, а через то любили бы и ближнего нашего. Мы тогда будем способны к искренней любви к Богу и к ближнему, когда мы силой нашей веры будем принуждать себя к тому, чтобы стать достойными причастниками Тела и Крови Христовых. А достойными нас делает не столько наше звание, которое мы можем и бываем способны попирать нашими грехами, а искреннее наше покаяние, осознание нашего с вами недостоинства перед Богом, но и одновременно, наши сыновние чувства к Богу. Все это, безусловно, делает нас достойными того, чтобы мы стали причастниками Божиего Естества. Богом водимые и наставляемые древними и новыми святыми отцами, Церковью Божией, мы с вами спасаемся в Господе нашем.

Сегодняшнее евангельское чтение также повествует нам и об участи Иуды, одного из двенадцати апостолов. Того, кто видел все совершенные Богом чудеса, который видел воскрешение Богом людей, который видел многое из того, что, может быть, не видели первосвященники, книжники и фарисеи, носившие злобу к Богу. Ближайший ученик, которого Господь называет другом, когда он, указывая врагам Христовым, обнимает Спасителя в Гефсиманском саду. Господь задаёт ему вопрос: «Друг мой, что же ты делаешь» (см. Мф. 26, 50). А народу, который пришёл арестовывать его, Господь говорит: «Разве я вас не учил в синагоге? Разве я не о добре вам говорил? Разве я говорил вам не о Боге, не о спасении?» (см. Мф. 26, 50: «В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня»). Для нас с вами это все поучительно, поскольку само пребывание рядом с Богом не всегда делает человека способным воспринимать Божественную благодать. Не всегда наша причастность к Богу нас автоматически спасает, а лишь наше доброе сердце, лишь наши вера, надежда и любовь к Богу являются теми силами, которые нас буквальным, не физическим, а духовным, самым тесным, образом приближает к Богу.

Многие так называемые богословы, особенно в современное время, в своих не очень разумных сочинениях указывают на то, что Иуда, этот бывший апостол из двенадцати, всего лишь ошибся, и нам не следует его сильно судить. Да мы никогда и не судим человека. Богом нам запрещено судить людей. Мы с вами призваны к тому, чтобы осуждать грех. Святая Церковь устами древних святых отцов нам указывает, что грех сребролюбия является той силой, которая способна нас оторвать от Бога. Сребролюбие сопряжено с желанием нами почестей, власти, благополучия, что может быть совершенно пагубным для нашей с вами жизни. Поэтому мы осуждаем грех сребролюбия, понимая, что через него мы можем быть предателями Бога. Это не значит, как нам указывают святые отцы, что всякий человек, имеющий достаток, не имеет возможности к спасению. Нет. Поскольку само по себе богатство, как мы ясно осознаем, всего лишь средство. В добрых руках оно способно принести большую пользу и самому владельцу его и окружающим людям, как и всякое наше с вами богатство, коим снабжает нас Бог безразмерно. Главным нашим богатством, дорогие братья и сестры, являются дары Божии, которые Он даёт нам в виде талантов, в виде здоровья в той степени, в которой мы с вами достойны понести это здоровье, и те силы и возможности, благодаря которым мы с вами имеем честь не просто молиться Богу. Ведь молятся Богу многие люди, в том числе, не христиане. Мы с вами имеем возможность стать причастниками Божиего естества, но не имеют такой возможности прочие люди, не являющиеся членами Церкви.

Обратите внимание, насколько явна святость вне Православной Церкви, насколько она вообще присутствует в этих организациях, в том числе христианских. Несопоставимо меньше. Есть благочестивые люди во всяком обществе. Но святость есть только в Православной Церкви – только там, где Главой Церкви является Сам Христос Спаситель, предлагающий Своим верным ученикам быть причастниками Божиего Естества: Тела и Крови Христовых.

Будем с радостью, с осознанием той великой чести, которую оказывает нам Сам Господь, с благоговением, но одновременно и с дерзновением любви приступать к чаше Господней. При этом будем ясно осознавать, что на Тайной Вечери, несмотря на то, что Иуда причастился Тела и Крови Христовых, которое преподал Иисус своим ученикам, из-за греха сребролюбия в Иуду вошёл сатана. Поэтому со страхом Божиим до последних минут нашей жизни будем причащаться Тела и Крови Христовых. Будем понимать, что Иуда не является жертвой в прямом смысле этого слова, поскольку сам, добровольно идёт на этот грех. В сравнение ему и в оправдание самой возможности покаяния является грех ближайшего апостола – Петра, который может быть не сребролюбием, но не в меньшей степени согрешил перед Богом предательством, трижды отрёкшись от Христа.

Каким же образом поступает Пётр? Пётр не совершает тех поступков, которые запечатлевают его грех. Он прибегает к Богу с покаянием. И мы с вами должны осознавать, что нет такого греха, который бы не простил Бог, лишь бы мы хотели этого прощения, лишь бы мы не делали такого, что делает необратимым совершение нами греха.

Поэтому Святая Церковь всячески осуждает грех самоубийства. Церковь осуждает то бездумное, безответственное отношение наше к самим себе и к окружающим людям.

Поэтому так важно, и сейчас я обращаюсь к молодому поколению наших женщин, дорогие сестры, чтобы вы силой своей веры осознавали, что детоубийство, аборт, является тяжким грехом перед Богом, который можно сопоставить с тем, что совершает Иуда над самим собой.

Обращаясь к матерям и бабушкам нашим, прошу вас назидать своих дочерей, своих внучек и правнучек не совершать тех поступков, которые делают непоправимые ситуации. Назидайте в нравственности, в благочестии всех тех, кто являются для вас родными и близкими. Все мы так нуждаемся в том, чтобы число православных христиан преумножалось. Мы так нуждаемся в том, чтобы народ, живущий в нашей стране, был благополучным и здоровым, чтобы само народонаселение являло собой могущество и нашей Церкви, и нашей страны.

Такая высокая ответственность, дорогие братья и сестры, лежит на каждом из нас. Поэтому, причащаясь благодати Божией, становясь сотелесниками Самому Богу нашему Иисусу Христу, будем не просто осознавать нашу ответственность перед Богом, но будем со всей искренней горячей любовью к ближним нести наше служение Богу. Ведь не только мы, священники и монашествующие, призваны к тому, чтобы благовествовать о Боге Воскресшем, но и вы, дорогие миряне, несёте высокую ответственность за настоящее и будущее нашей Церкви. За то – чтобы окружающие нас с вами люди жили в вере и благочестии. Поэтому будьте проводниками Божией благодати в мир, который так нуждается в нашей с вами соборной молитве, который так нуждается в добрых словах, в добрых поступках, в ответственном отношении к жизни.

Пусть каждый из нас, выйдя сегодня из храма, будет высоко осознавать свою ответственность. Пусть сила Божия, действующая в нас и через нас, сила Божией любви укрепляет нас, просвещает наш ум и подаст нам силу быть причастниками Божиего естества.

Все мы вместе сегодня молитвенно будем повторять слова церковных песнопений, которые сегодня, в Великий Четверток, многократно воспевается Святой Церковью: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем».

Аминь.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возврат к списку