Игуменья монахиня Иоанна (Калашникова): "Проблемы малочисленности и устойчивости монашеских общин. Пути преодоления этих проблем"

Игуменья монахиня Иоанна (Калашникова): "Проблемы малочисленности и устойчивости монашеских общин. Пути преодоления этих проблем"

Игуменья монахиня Иоанна (Калашникова): "Проблемы малочисленности и устойчивости монашеских общин. Пути преодоления этих проблем"

Доклад на тему "Проблемы малочисленности и устойчивости монашеских общин. Пути преодоления этих проблем"

Ржевская Епархия. Свято-Тихоновский женский монастырь.

Игуменья монахиня Иоанна (Калашникова)

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, преподобные отцы игумены и матушки игумении и все участники сегодняшнего высокого собрания! Благословите.

Монашеская община – это собрание верующих людей, объединенных общей духовной целью Богообщения, Богопознания, духовного совершенствования и спасения под руководством опытного духовного наставника. Монашеские общины возникают по благословению Епископа или самостийно.

«Монахи суть те христиане, которые оставляют по возможности все занятия для занятия молитвой, добродетелью, высшей всех добродетелей, чтобы посредством её соединиться с Богом. Монах – значит уединённый, кто не уединился в самом себе, тот ещё не уединён, тот ещё не монах…. Уединение человека не может совершиться иначе, как посредством внимательной молитвы, преимущественно при посредстве молитвы Иисусовой». (Концепция разработки и принятие внутренних Уставов в монастырях РПЦ, стр.61).

Количественный состав и устойчивость монашеской общины зависят от духовности личности игумена, являющегося ее неформальным лидером и от духовности, характера взаимоотношений братии. Влияют также окружающие социальная и экологическая среда, природные и экономические условия, устав, сохраняемые традиции монашеской жизни, наличие опытного духовника. Такие монастыри, как Троице-Сергиева Лавра, Псково-Печерский монастырь, Оптина Пустынь являются примером сохранения традиций монашеской жизни.

На малочисленность современных монашеских общин влияет множество факторов.

Меньше стало людей, имеющих целью духовное совершенствование и спасение во Христе совместно с другими монахами, достигаемое через молитвенное покаяние и подвижническое житие, устроенное в согласии со Священном писанием и монашеским приданием. «Главным условием, содействующем этому святому намерению является добровольное и неуклонное исполнение Евангельских заповедей, любовь к молитве и богослужению, соблюдению монашеских обетов, не стяжания, девства, послушания. Исполняя эти обеты, монахи освобождаются от привязанности к земному и от своей греховной воли, обретают возможность всецело посвятить себя служению Богу и ближним, и стяжать чистоту сердца. Период трудничества обычно продолжается не менее года. Период послушания составляет три года, но может быть сокращён или увеличен. Если послушник после продолжительного пребывания в монастыре не принимает установленной монашеской жизни и духа Обители, не хранит Устав, нарушает единство братства, склонен к ропоту, не оказывает послушания, настаивает на своём мнении, упрекает и осуждает игумена, разбивает братство на партии, развращает души, учиняет раздоры- он не может быть допущен к постригу и дальнейшему пребывании в монастыре». (Концепция разработки и принятие внутренних Уставов в монастырях РПЦ, стр.61).

Чтобы монастырь был крепкий и наполнялся монахами, нужно соблюдение некоторых особенностей монашеских обязанностей и добродетелей внутреннего устроения монахов.

1.          «Необходим Устав, адаптированный под данную общину, соблюдаемый без отступлений.

2.          Должен быть мудрый духовник - старец, имеющий здравое отношение с монахами. Монахи, чтобы сохранить данные ими обеты в современном мире, должны иметь сильную веру, любовь к Богу и неотступное желание общения с Ним, смотреть на монастырь, как на рай, а на братию, как сродников до вечности. Понимать, что потеря рая ведёт к несчастию (свт. Макарий).

3.          Непрерывная духовная борьба является третьим условием сохранения обетов, данных Богом.»

 

Вера, любовь, братские отношения друг к другу должны быть во главе духовного возрождения монастыря. Именно, оскудение любви друг к другу и безразличие обусловливают кризис монашества сегодня, являются причиной малочисленности монашеских общин. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»

(Ин 13,35)

 

        Монастырь должен являть собой образ христианской семьи, а не общество одиноких, озлобленных друг на друга людей.

Монастырь – это семья, связанная узами не биологического, а духовного родства и взаимной высокой целью: обожения и спасения. Атмосферы в семьях и монастырях бывают разными, не всегда благополучные. Тем не менее, именно из семьи люди приходят в монастыри, принося с собой, как результат воспитания, полезные или отрицательные навыки к послушанию, труду, межличностным отношениям, полученные в семье. И если мы говорим об увеличении количественного состава насельников монашеских общин, мы должны говорить о качественном изменении среды, из которой приходят эти люди (будущие послушники и монахи), формирующей их на духовном, душевном и телесном уровнях.

        Именно семья и окружающая среда выращивают и воспитывают детей, формируя в них интерес к Богу, вере, подвижнической жизни, заботе о других людях, самопожертвованию, терпению, смирению, кротости, доброте, заботе, любви, без которых не возможна жизнь, как в семье, так в и монастыре.

Но сегодня не только в нашей стране, практически во всем мире, имеет место кризис семьи. Меняются традиции, уклад, нравственность, ценности, значение семьи, отношения внутри семьи. Становятся редкостью даже у нас в России традиционные, многодетные семьи, хотя государство их активно поддерживает. Семьи перестали быть крепкими, они стали быстро распадающимися, неполными, малодетными… Процент разводов часто превышает процент браков…Люди не умеют общаться, заботиться, прощать, брать на себя ответственность, не будучи научены этому в семьях родителей…У вступающих в брак есть чувства, но нет смирения и терпения, без которых семью не сохранишь.

Люди сходятся и живут свободно, не оформляя никак своих отношений…, без Бога, без заповедей. Блуд, прелюбодеяние, свободные отношения стали повсеместным явлением. Осуждаемое раньше, считающее безнравственным и недопустимым, стало нормой.

Святейший Патриарх Кирилл очень хорошо сказал о целомудрии: «В массовом сознании целомудрие связывают с сохранением телесной чистоты. Это правильно, но это еще не все. Целомудрие - это состояние человека, который хранит в себе силы данные ему Богом, переданные родителями, полученные через образование и жизненный опыт…Теряя целомудрие, мы становимся очень слабыми, уязвимыми. А если целомудрие исчезает из жизни общества, то народ становится слабым и уязвимым. Целомудрие неотделимо от такого понятия, как подвиг. Подвиг не может совершить человек, не имеющий внутренней целостности - целостности убеждений и нравственных подходов к жизни». «Церковь несет Божественное послание о красоте и святости целомудрия», Москва, Сретенский монастырь, 22 февраля 2018 г.)

        Маловерная бездуховная среда, утратившая ценности, традиции и заповеди Божии, не способна формировать в людях духовные ценности Богообщения, воцерковления и значения монашеского подвига для спасения. Устойчивость, благодатность среды и системы зависит от наличия опыта, традиций и их сохранения. Монастырь духовно - это не новодел. Нельзя построить монастырь без традиций, без предания, не используя весь предыдущий опыт церкви в этой области. В новом доме жить можно, но там будет нездоровая среда, если он построен на экологически непригодной территории или из строительных материалов, не прошедших экологическую экспертизу. Существуют и запреты на места, где нельзя строить дома. Это свалки, кладбища, отстойники… Люди в таких домах начинают болеть и со временем покидают их. Аналогично может произойти и в монастырях, если в нем начнут преобладать духовно больные люди со своими страстями и проблемами. Такой, своего рода, экологической духовной экспертизой – готовности будущего монаха к постригу и жизни в монастыре являются трудничество, послушание и монашеский искус.

Всем нам хорошо известны слова: «Все счастливые семьи - счастливы одинаково, все несчастные - несчастны по- своему».

 

        Существует некая схожесть правил взаимоотношения людей внутри хорошей крепкой семьи и монастыря.

1.    Гармоничные отношения на 3 уровнях (духовном, душевном, телесном).

2.    Постоянное духовное и душевное общение, не ограничивающееся только телесной близостью (как часто бывает в семьях).

3.    Формирование общих интересов, планов, обсуждение проблем и совместное их решение.

4.    Общие трапезы, праздники.

5.    Сохранение традиций семьи (монастыря)

6.    Соблюдение иерархии отношений (почитания, уважения, послушания, заботы о старших, любви к ближним)

7.    Совместный отдых, мероприятия.

Все это притягивает, обьединяет людей, укрепляя их отношения и служит сохранению семей и наполнению монастырей

Хорошо там, где нас любят.

Вот, что пишет Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Избранных письмах» изданных к 150-летию блаженной кончины: «Бог от начала творения разделил людей на три типа: одному дал пять талантов, другому - два, а третьему – один. У первого - высшее дарование, он имеет более восприимчивый ум и называется богонаученным и принимает от Бога без обучения. Второй должен научиться добру, чтобы его творить. Третий же, если и услышит, если и узнает, прячет его в землю…Поэтому прежде всего познай себя…Каков ты воистину, а не по твоему мнению. С таким познанием становишься мудрее всех людей, и в смирение приходишь».

«Важная примета сегодняшних проблем монашества - повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностью напоказ. Упадок нравственности монахов есть прямое последствие упадка нравственности и религии среди мирян». Старец Иосиф в книге «Выражение монашеского опыта. Письмо 3. Монаху вступающему на путь подвижничества» пишет: «Если с самого начала испытуемый понудит себя и сумеет зажечь свечу подвижничества, она не угаснет, когда удалится благодать, когда придут искушения. В противном случае, когда отойдёт благодать, то и он придет в прежнее состояние и вернутся страсти, которые были у него в миру, восстанут искушения и приведут в движение прежние привычки, которым он работал и которыми был порабощён…» И вновь возвращаемся к вопросу, как решать заявленную проблему малочисленности монашеских общин?

        Нужно наполнить монастыри любовью, а главное - духовной любовью к братии. Все, о чем я говорила в докладе - только вершина айсберга причины малочисленности монастырей. Нужно вернуться к традициям, корням, опыту наших предков. Вседозволенность и свободные отношения, заменить на свободу жизни с Богом по заповедям, а этому надо начинать учить с первых дней появления ребёнка на свет.

        Свт. Федор Студит в «Великом оглашении» ,ч.3 пишет:

Благополучные монастыри –аналог благополучных семей:

- родители исполняют и делают сами то, чему учат своих детей,

-в построении здоровой семьи (монастыря) участвуют все её (его) члены,

-в семье и монастыре формируется здоровая атмосфера открытости, терпимости, предупредительности, уступчивости, альтруизма,

-в семье ее члены должны разговаривать, ежедневно общаться, обсуждая прожитый день,

- в монастыре нужно регулярно проводить встречи монахов с игуменом и духовником для общения, назидания, обсуждения главных вопросов - как спастись, избежать коварства противника, очиститься от страстей, стяжать добродетели, при помощи которых достичь совершенства и приобрести царство небесное. (так делал свт. Федор Студит).

Студийский монастырь времён свт. Федора Студита – это сплочённая братская организация, у которой все общее - не только телесное и чувствительное, но и духовное сверхчувственное, признание и обсуждение проблем и их решение. Ошибки прощаются, на них учатся, объясняют их причины и способы исправления.

«Нам даны две главные заповеди о любви к Богу и человеку. Обе они лежат в основании прихода людей в монастырь. Если заповедь о любви к человеку нарушается, то люди не приходят и покидают монастыри.»

(свт. Федор Студит «Великое оглашение»,ч.3).

 

Отсюда пути решения заявленной проблемы по увеличению числа монашествующих.

Возрождение Веры в жизни людей во всех сферах жизни.

Духовное Воспитание и образование детей и взрослых (духовный ликбез).

Жизнь в мире и церкви по заповедям.

Популяризация значения целомудрия и ценности семьи для здоровья, благополучия и спасения.

Возрождение традиционных ценностей и традиций в жизни семьи и   общества.

Создание центров по сохранению популяризации семейных ценностей.

                           Благодарю за внимание.

 

 

 



 [H1]




Возврат к списку