Иеромонах Силуан (Конев): "Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь XV века (Тверская область): исторические и региональные особенности формирования монашеской общины"

Иеромонах Силуан (Конев): "Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь XV века (Тверская область): исторические и региональные особенности формирования монашеской общины"
Настоятель Краснохолмского Свято-Николаевского
архиерейского подворья
древлехранитель Бежецкой епархии
иеромонах Силуан (Конев)
Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь XV века (Тверская область): исторические и региональные особенности формирования монашеской общины.
Глава I. Монашеская традиция XIV-XV веков и ее влияние на монашескую жизнь основанного в 1461 году Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря.
XV век был вершиной русского подвижничества. Этот расцвет, возвысивший духовный авторитет монашества в государственной жизни, явился следствием плодотворного духовного делания целого сонма подвижников, которые так или иначе связаны со школой святого Сергия Радонежского.
Яркой звездой в этом созвездии основателей монастырей сияет преп. Кирилл Белозерский (+1427), создатель прославленного монастыря на берегу Белого озера. Преп. Кирилл стал духовным отцом группы особо строгих подвижников. Единственный источник по первоначальной истории Краснохолмского Николаевского монастыря («Летописец монастырский…») указывает на священноинока Антония, пустынножителя, старца, пришедшего из страны «нарицаемой человеческими глаголы Белозерския». Это позволяет нам предположить, что преп. Антоний был в числе тех, на кого оказала влияние и Кирилло-Белозерская обитель, и ее основатель преп. Кирилл(+1427).
Самого преп. Кирилла (+1427) Антоний вряд ли мог знать, т.к. пришел на земли Бежецкого Верха через 34 года после кончины Кирилла в 1461 году.
В истории монашества на Руси преп. Кирилл занимает после преп. Сергия Радонежского, может быть, наиболее важное место. Ревностное отстаивание им общежития было широко известно, а устав его монастыря в XV веке считался у современников самым суровым…
В Кирилло-Белозерском монастыре духовно вырос целый ряд основателей новых обителей. В первую очередь следует назвать монаха Савватия (+1435), который основал Соловецкий монастырь на острове в Белом море. Кроме него нужно упомянуть преп. Александра Ошевенского (+1479), основавшего свою обитель в 1465 году, Мартиниана Белозерского (+1483), ученика преп. Кирилла и настоятеля Троице-Сергиева монастыря в 1447-1454 гг.
Интересно отметить, что в 30-ти с лишним верстах от Краснохолмкого Никольского монастыря в Бежецком Верхе (в Городецке) был основан в 1460-х гг. преп. Нектарием Введенский монастырь. Лишь предание, записанное в довольно позднее время, сообщает нам, что преп.Нектарий пришел из Кирилло-Белозерского монастыря и был постриженником Троице-Сергиева монастыря, то есть почти одновременно совсем недалеко друг от друга были основаны два мужских монастыря. Монастырь, основанный преп. Нектарием, в XVIII в. был упразднен, а монастырь преп. Антония, пережив и годы благоденствия, и годы лихолетий был основательно разрушен лишь после революции 1917 г.
Монастырский летописец повествует: «по воле Великого, в Троице славимого Бога, лета от сотворения мира 6968 (1461 по Р.Х.) году идее некто из страны нарицаемыя человеческими глаголами Белозерския, священноинок именем Антоний, и прииде в переделы града, нарицаемого Городецкого».[1] Земля, на которую пришел Антоний, принадлежала на правах вотчины боярину Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому. Далее «Летописец» говорит о болезни Антония, в результате которой он был вынужден остановиться в своем путешествии. После того как болезнь оставила священноинока, он испросил у боярина Афанасия Васильевича небольшой участок земли, где для совершения молитв построил деревянную часовню и для себя келью.[2] Слух о богоугодной жизни подвижника скоро распространился по окрестностям и к нему стали стекаться и те, кто хотел получить у него благословение, и те, кто желал вместе с ним молиться. Появились средства для постройки деревянной церкви и ограды вокруг нее.
Здесь мы можем с некоторым основание утверждать, что период пустынножительства у преподобного Антония был не очень значителен по времени.
Существует устное предание, что однажды ночью Антоний увидел из окна своей кельи необычный свет, вышел во двор и увидел на дереве икону святителя Николая Чудотворца. Воздав хвалу Господу, он внес икону в свою часовню, а после устроения деревянной церкви посвятил ее святителю Николаю.[3] Желавших вместе с ним жить он принимал всех, вместе с ними трудился при устроении келий и был для них образцом и руководителем в богоугодной жизни. Так получил свое устроение монастырь, названный в честь святителя Николая и в память основателя-Антониевым.
Еще при жизни преподобного Антония обитель начала изменять свой вид и даже первоначально избранное для нее место. Увеличивавшееся с каждым годом число богомольцев и приношений от них, а также горячее усердие к новооснованному монастырю бояр Нелединских-Мелецких внушили преп. Антонию мысль соорудить каменную церковь. Необходимо заметить, что берег рек, на котором стал устраиваться монастырь, был низменный, заливавшийся в весеннее время водой, и потому первая деревянная церковь и келья были, конечно, немного в стороне на ближайшей к реке возвышенной местности. Преп. Антоний возымел желание, чтобы предложенный к построению каменный храм, а также кельи и монастырские службы были на самом берегу реки, для чего потребовалось сделать насыпную площадь, значительную по пространству и высоте насыпи.[4] В этом деле, требовавшем значительных средств, каких в монастыре быть не могло, видится участие Нелединских-Мелецких. Нельзя исключить, что часть средств могла быть предоставлена и князем Углическим Андреем Васильевичем Большим, к уделу которого с 1462 года принадлежали и земли Бежецкого верха, на которых и будет создаваться монастырь. На насыпной и выровненной площади в 1481 году, по сказанию монастырского летописца, преп. Антоний положил основание величественному по тому времени храму во имя святителя Николая Чудотворца с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы.[5] Через некоторое время после основания собора преп. Антоний скончался и храм был достроен его преемником Германом (1482-ок.1493 гг.). Герман был избран из братии обители и какое-то время был строителем, а затем архиепископом Новгородским возведен в сан игумена.[6] После него другие настоятели были в игуменском сане. При Германе собор был украшен святыми иконами, снабжен утварью и книгами, и освящен.
В 1930-х годах Никольский собор монастыря был почти разрушен – остались лишь три стены храма. В настоящее время идет активная реставрация Никольского собора монастыря, в т.ч. восстановлена восточная стена храма, и его столбы.
Глава 2. Монашеская община монастыря после окончания земной жизни ее основателя преподобного Антония.
Основным источником по истории монастыря, кроме архивных материалов, является книга игумена Краснохолмского монастыря Анатолия (Смирнова) «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря», изданная в 1883 году и переизданная в нашей Бежецкой епархии в 2021 году.
В книге приводиться не только список настоятелей монастыря вплоть до 1881 года, но и описывается разнообразная деятельность настоятелей по благоустроению обители.
Об истории, жизни монашеской общины Краснохолмского монастыря мы уже можем судить более подробно по материалам, посвященным XVI веку
.
Более чем через сто лет после основания обители мы видим Антониев монастырь довольно обустроенным. Опись 1575 года сохранила подробности этого устроения. Она перечисляет различные службы, имевшимися в монастыре: служа келарская с сенями, служба пономарская, службы: трапезная, погребная, хлебная, поварня, сторожняя; в самом монастыре- келья гостиная.
О числе братии монастыря также можно судить по описи: келий братских двадцать с больницей. За монастырем- «дворец», в котором живут «служебники всяких служб»: повара, «естовые», квасовары, мастера портные и чеботные, токари, кузнецы, плотники, рыболовы, «служители мельничные и солодяничные», сторожа. Всего-70 человек. За монастырем находится конюшенный двор, под монастырем на реке Могоче-мельница о двух жерновах. «…да меньница коневая, да под келарскою в подклете мельница ручная, а мелют ею пшеницу за соль крупну».[7] В Москве имелся для приезда «властей и служителей» монастырский двор. Благодаря сохранившимся приходно-расходным тетрадям начала 1560-х годов, мы имеем возможность сделать некоторое обозрение того, чем владел монастырь и какого рода доходы получал от вотчины.
Наиболее подробно о судьбе братии монастыря можно проследить в XVII веке.
Начавшееся Смутное время не могло не отразиться на положении Краснохолмского Антониева монастыря. При Лжедмитрии I монастырь жил своей обычной жизнью. В декабре 1605 года игумен Иосиф после монастырского праздника святителя Николая Чудотворца был с «никольскими» святыми водами у Лжедмитрия I и поднес ему образ святителя Николая. В январе следующего 1606 года Лжедмитрий пожаловал монастырю семь пустошей: Субботино, Ярофеево, Маковеево, Деревково, Мартыново, Ступино и Пупов двор[8] для выгона ямских монастырских лошадей. В марте 1606 года по существовавшему тогда обычаю ездили к царю Никольские слуги «с хлебы и капустою» от монастыря. В июле 1606 года по случаю вступления на престол нового царя Василия Ивановича Шуйского ездил игумен в Москву и подносил царю образ святителя Николая.
Бывая в Москве с «никольскоми» святыми водами, игумен или старший из братии разносил святую воду вкладчикам монастыря, проживавшим в Москве. С появлением Лжедмитрия II наступило бедственное положение для всего государства. В декабре 1608 года игумен Кирилл ездил к самозванцу «в полки» с образом святителя Николая Чудотворца и святой водой. Но покорность Лжедмитрию II не спасла монастырь от грабежей и разбоев бродивших около него поляков и русских мятежников. Не имея каменных стен, он не мог защищаться даже от мелких шаек вольницы, и панам воеводам должен был для оберегания себя и своих вотчин давать деньги и фураж.
Выдачи денег «для оберегания» не смогли уберечь монастырь и его земли. Храм были поруганы, а многие земли пришли в запустение. Случаи набегов на монастырь не прекращались и тогда, когда уже князь Скопин-Шуйский очистил от поляков и «русских крамольников» северную Русь и восстановил власть законного царя. Так,в праздник Рождества Христова того же 1609 г. игумен и некоторые из братии принуждены были бежать на Вологду. 29 декабря 1609 г. Лжедмитрий бежал в Калугу, а 12 января 1610 г. обратились в бегство и войска из-под Троице-Сергиевой Лавры. Стало немного спокойнее и в монастыре. Обитель занялась восстановлением поруганной святыни и исправлением повреждений: к концу марта 1610 г. был готов новый престол в соборной церкви, а в апреле выданы в Новгороде благословенная грамота и четыре антиминса, началось богослужение, и игумен успел побывать у царя Василия Иоанновича с образом святителя Николая Чудотворца и святой водой.[9] Игумен с келарем и казначеем не раз укрывались то в Вологду, то в Устюжну, оставляя монастырь в заведовании кого-либо из старцев, рассчитывая, вероятно, что со старца без властей взять было нечего.[10] В 1611 году народное ополчение Ляпунова стало надеждой на лучшие времена, но после его смерти наступило еще более страшное время. В это злополучное время казаки и поляки совершенно завладели монастырем и его вотчинами, избив оставшихся в монастыре монахов. В старинном синодике занесены имена 26 убиенных монахов.[11] Села и деревни запылали, жители –одни разбежались, другие- были убиты.
Важным свидетельством того, как протекала жизнь братии монастыря является и то обстоятельство, что
духовником государыни Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича, был, по имеющимся сведениям,[12] ставший в 1635 г. настоятелем Антониева монастыря игумен Иона III. Вотчинное имение матери царя Михаила Федоровича, село Хабоцкое с деревнями[13] было смежно с монастырскими владениями. Вероятно, при посещении своей вотчины она заезжала в монастырь и здесь исповедовалась, когда Иона был простым священником. Иона сначала управлял монастырем в должности келаря, а в сан игумена возведен в конце 1636 г.
Необходимо отметить важный факт из истории обители. В 1647 г. игуменом обители был избран братией монастыря Иоасаф (1647-1654 гг.), который впоследствии стал архимандритом Троице-Сергиевой Лавры, а позднее был призван на Патриарший престол. Патриарх Иоасаф II (+1672).
В XVIII веке
При архимандрите Марке (1761-1767 гг.), настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, в 1764 г. по указу Екатерины II последовало отобрание у монастырей вотчин, а взамен назначено монастырям денежное жалование и оставлено небольшая часть земли и несколько служителей. При расписании штатов и назначении окладов штатного жалования, монастыри, в зависимости от величины вотчин, были разделены на три класса, не имевшие вотчин или маловотчинные оставлены за штатом на своем содержании с достаточным земляным наделом, а некоторые обращены в приходские церкви. Антониев монастырь, имевший за собой 4620 душ крестьян, был включен в число штатных монастырей второго класса. Число братии по штату этого класса было положено 17 человек и столько же служителей, в том числе один подъячий. На жалование настоятелю, братии и штатным служителям и на разные другие расходы было определено в год 1311 рублей 90 копеек и тогда же всемилостивейше прибавлено еще по 200 рублей чвв год. Земли оставлено при монастыре только 30 десятин 283 кв. сажень. Все налоги на монастырь- государственные и церковные были отменены, военные, бывшие на содержании монастыря, были высланы в бежецкую воеводскую канцелярию.
В XIX век.
В 1869 г. Настоятелем Антониева монастыря становится игумен Анатолий (Смирнов). Он закончил Тверскую семинарию и с 1865 г. был настоятелем Троицкого Калязинского монастыря.[14] После того, как он стал настоятелем Антониева монастыря, в 1883 г. увидела свет его книга «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии». В 1899 г. монастырские дела принял новый настоятель- игумен Рафаил.[15] Известен последний настоятель Антониева монастыря игумен Иоанн (Гречников). Он приступил к исполнению своих обязанностей 27 ноября 1913 г.,[16] но в списках братии за 1918 г. значится, что «Настоятель монастыря игумен Иоанн постановлением краснохолмского уездного исполнительного комитета выселен из Тверской губернии, и где теперь находится, монастырю неизвестно».[17] Последние сведения о братии монастыря указывают, что в обители, включая настоятеля, было 12 монахов (три иеромонаха, два игумена) и четыре послушника.[18]
21 июля 2014 года в число братии Краснохолмского монастыря был зачислен иеромонах Макарий (Миронов), расстрелянный в 1937 году и причисленный к лику новомучеников.
В источниках по истории монастыря видно, что кроме всех прочих богослужений, в начале 20 века в монастыре раз в неделю служились молебны
с акафистом святителю Николаю и акафист перед иконой Божией Матери Всех скорбящих радость.
В настоящее время здания Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря переданы в ведение Краснохолмскому Свято-Николаевскому архиерейскому подворью Бежецкой епархии.
Проходит реставрация Никольского собора 15 века и других монастырских сооружений. На территории монастыря, в часовне, каждую неделю совершаются литургии в период с мая по октябрь месяц. В 2011 году настоятель Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья иеромонах Силуан (Конев) защитил дипломную работу в Санкт-Петербургском государственном университете на кафедре История России с древнейших времен до начала XX века по теме «Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (1461-1918 гг)»
В настоящее время Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье ведет активную миссионерскую, просветительскую деятельность, в т.ч. по изданию краеведческой литературы и созданию профессиональных документальных и игровых фильмов, связанных не только с историей обители, но и рассказывающих о православной христианской традиции для широкой, в т.ч. молодежной аудитории.
[1]Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879.с.67
[2] Там же. с.68
[3] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. с.4.
[4] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. с. 5.
[5] Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. с.68
[6] Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. с.69.
[7] Цит по: Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. с.10.
[8] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. Тверь, 1883. с.38.
[9] Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. с.40
[10] Там же, с.40.
[11] Там же, с.41.
[12] Там же, с.43.
[13] Эту вотчину перед своей смертью Марфа Иоанновна отдала в новоустроенный в Москве на месте дома Романовых Знаменский монастырь.
[14] ГАТО. Ф.186, оп.1, е.хр.4594, 1887 г.
[15] ГАТО. Ф.186, оп.1, е.хр.4608. 1890-1899. Годовой отчет по Антониеву монастырю; послужные списки братии и настоятеля Рафаила; краткие отчеты о суммах.
[16] ГАТО. Ф.186, оп.1, е.хр.4620. 1920. Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. л.1об.-2.
[17] ГАТО. Ф.186, оп.1, е.хр.4618. Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. л.8.
[18] Там же, л.1-8.