Новости
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, день памяти священномученика Серафима Остроумова
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 8 декабря 2024 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Святая Церковь сегодня нашему осмыслению предлагает евангельское событие исцеления согбенной 18 лет женщины (см. Лк. 13, 10-17). Нам трудно представить, что явилось причиной приобретения ею этой болезни, но взору человеческому было понятно, что этот человек страдает, страдает тяжко, так что и главы своей поднять не может к небу физическому. Но при этом из всех последующих событий мы понимаем, что эта её физическая немощь не была препятствием к тому, чтобы ей восхвалять Господа. Это она и совершила, как только Господь исцелил её в храме ветхозаветном. Обратите внимание, что Господь в слышанном нами Евангелии говорит ей: «женщина! ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13, 12), тем самым указывая на то, что за все эти 18 лет, пока она страдала, ею вымолено милосердие Божие, её страдания увенчаны тем, что Сам Господь лично исцеляет её. И она, немедленно получив это исцеление, получает исправление позвоночника, так что прямо стоит и немедленно тут же восхваляет Господа. Не это ли свидетельство тому, что этот человек уже давно был духовно здоров, даже если по какой-то своей личной причине и по каким-либо внешним обстоятельствам получил это физическое повреждение.
Мы с вами ясно осознаем и часто говорим о том, что наши с вами грехи являются причиной, в том числе, нанесения нашей с вами природе тех или иных язв и даже увечий. Может быть, и эта женщина когда-то очень тяжко согрешила перед Господом, что Господь и наказал её этой болезнью. Во время продолжительного покаяния она не озлобилась, а находила причины в самой себе тому, что с ней происходит, укрепилась духовно так, что всегда прославляла Господа, находясь в храме. И вот она благодарит Господа, так что все окружающие люди радуются, но эта духовная немощь от неё обнаруживается уже в другом человеке, в том начальнике синагоги, который недобро отнёсся к совершенному Господу чуду. Он упрекнул Господа в том, что Он, как будто бы нарушил ветхозаветный закон, который на самом деле был дополненным Моисеевым законом различными иудейскими нововведениями, касающимися ритуальной части даже в те ветхозаветные времена, не говоря уже о том, что сейчас содержит собой Талмуд, далеко отстоя от тех указаний, которые давал Моисей и Второзаконие в целом. Так вот в то время этот начальник синагоги укоряет Бога в том, что Он нарушает этот закон, исцеляя эту согбенную женщину в субботу, ведь в субботу, как это повелевалось, ничего нельзя было делать, это день покоя. Но неправильное прочтение закона Божиего, данного Моисею, становится причиной этого укорения. С одной стороны, как мы с вами знаем, речь идёт не о том, что покой должен восприниматься как буквальное ничего не делание, покой от земных дел по повелению Божию тогда, когда Моисею был дан закон, указывал лишь на то, что всякий человек должен шесть дней трудиться, a седьмой посвятить Господу Богу своему. В этом суть всякого покоя, когда мы в Боге обретаем покой, но не проявляем нашу леность при этом, а работаем ради Господа, чтобы в этом Божием покое обрести бы нам Царствие Небесное.
Поэтому это неправильное прочтение стало поводом к укору. Но Господь тут же немедленно поправляет этого неверно толкующего закон начальника синагоги. Он говорит: «лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13, 15-16). Конечно же, невозможно было всем этим людям найти что-либо против Господа, потому что Господь наш Иисус Христос таким образом совершал Своё служение, как автор этого ветхозаветного закона ещё до того, как он был предложен человечеству. Он Сам является строгим исполнителем закона, так что никто из тех современников Господа, кто пытался что-либо найти против Господа, не могли этого сделать тогда и до сего дня не способны укорить Бога в том, чтобы Он как будто бы нарушал этот ветхозаветный закон. Потому что не могло быть ничего, что Господь бы не исполнил, но самое главное, что исполняет Господь и к чему призывает нас – это не быть столько исполнителями закона, а быть исполнителями Божией правды, поскольку правда совершенней, чем закон. Но для всякого из нас, по слову святого апостола Павла, требуется сначала привыкнуть к исполнению закона, поскольку он есть указание для несовершенных, а для совершенных, в том числе в духовной жизни, это уже закон благодати. И вот в соответствии с этим законом благодати Господь, в том числе, обличает этого начальника синагоги не просто в лукавстве в отношении закона, а в более глубоких причинах, почему он и укоряет Господа.
Этими более глубокими причинами являются гордость и тщеславие, зависть тому, что весь находящийся в синагоге народ в субботу ликовал этому чуду исцеления женщины, и тому, что Господь так Своей милостью и благодатью близок ко всякому нуждающемуся человеку. А тот начальник синагоги злобствовал, поскольку он, по всей видимости, всю жизнь, в том числе жизнь священническую, стремился к тому, чтобы приобрести славу среди народов, искал всяческой похвалы. А каждому из нас: священнослужителю и всякому человеку требуется искать славы Божией, но никак не славы человеческой, это забыл начальник синагоги, поэтому Господь и совершил это исцеление в субботний день. Он мог эту женщину встретить в пятницу, на следующий день после субботы, но Он делает это именно здесь, чтобы обличить недоброго человека, указать ученикам Своим на то, что Он, Господь, и является Сам субботой, как об этом говорят святители Божии первых веков.
Сам Христос явился для нас субботой и покоем, именно в Нём, в Боге, мы обретаем своё упокоение. И народ ликовал, убеждался в том, что не столько исполнение закона, которому мы следуем, а сколько движение веры, наше свидетельство любви является для нас главным. И для нас этот евангельский случай чрезвычайно назидателен, назидателен в том, что наша задача в духовной жизни быть не только приверженцами закона, в том числе заповедей Божиих, хотя их чрезвычайно важно исполнять, но Господь не исполнением заповедей нас спасает. По слову святого апостола Павла, даже нарушив одну из заповедей, мы нарушаем все остальные, так что среди нас нет таких совершенных, кто бы безукоризненно, безусловно соблюдал бы все заповеди. Не в них дело. Они являются для нас с вами лишь ориентирами, а дело в законе Божественной благодати к исполнению которого мы с вами и призваны Господом нашим Иисусом Христом. Этот закон благодати состоит в исполнении главного, что есть, в том числе, в законе ветхозаветном – это любовь к Богу и к ближним, в этом суть всех заповедей Божиих.
Поэтому главная наша цель, если мы даже хорошо не знаем закон Божий, если мы не желаем его изучать, если мы не понимаем суть духовной жизни, то мы уж точно можем понимать простые Божии истины без всякого углубления в богословский смысл их – это любовь к Богу и к ближним, в этом суть нашей духовной жизни. Но как постигать эту суть? Её возможно постигать только деятельным проявлением нашей веры. Невозможно лишь через теоретическое знание получить в Боге спасение. Бог познаётся и достигается только нашим деятельным движением к Богу, никаких иных путей нет. Поэтому наша искренняя вера, наше деятельное подтверждение этой веры через любовь к Богу и к ближним и есть суть нашего с вами спасения.
Пусть сегодняшняя евангельская история служит нам назиданием о том, что важны не столько разговоры наши о вере, не столько наши продолжительные молитвословия, которые мы совершаем в храме, вне храма, иногда кичась своим благочестием, сколько сердечное, искреннее воздыхание перед Богом. Наше неравнодушное отношение к окружающим людям, наше стремление исполнить свой личный человеческий долг и есть деятельное проявление нашей любви. Это, в том числе, относится и к военнослужащим, поскольку они, зная законы воинские, часто ссылаются на то, что они ничего не знают про Бога и Церковь. Всё знают. Сердце человеческое всё знает, совесть каждого из нас обличает в той или иной неправоте. Поэтому добросовестное исполнение своего воинского долга, доброе братское отношение к своим друзьям и коллегам, стремление к тому, чтобы во всём исполнить воинский устав, а более того, искреннее стремление принести пользу окружающим людям и в целом Отечеству нашему, деятельно проявить любовь к ближним, вот и есть тот путь, который является спасительным для всякого воина в том числе. Поэтому пусть для нас с вами это будет чрезвычайно назидательным.
Сегодня наша Смоленская митрополия отмечает память священномученика Серафима, архиепископа Смоленского, нашего новомученика, вместе со всем сонмом тех новомучеников и исповедников пострадавшего здесь в годы лихолетий. Священномученик Серафим был архиепископом Смоленским с 1927 по 1937 год. И в этом 1937 году, пройдя тернистый путь гонений вместе с духовенством и мирянами Смоленской епархии, он был расстрелян в Катынском лесу так же, как и многие сотни священнослужителей, мирян и представителей других народов. Так что для нас с вами Катынский лес является раскрытым антиминсом мучеников в Смоленске. В этой земле покоятся сотни, тысячи, а может быть даже и десятки тысяч невинных людей, расстрелянных лишь за то, что они исповедовали веру. Но при этом, обратите внимание, сколько мужества было в этих людях, от них перед самым расстрелом отнимали даже последние вещи, одежду, а они были мужественными, несломленными, принимающими с благодарностью к Богу то крайнее испытание, которое им надлежало пройти для того, чтобы достичь Царствия Небесного. Они так и поступали, тем самым свидетельствуя о живой вере в Бога, свидетельствуя о том, что никакие гонения, никакие внешние угрозы по отношению к личности человека не способны этого человека смутить, если он является крепко верующим человеком. Никакие силы не способны поколебать силу веры, которая может быть в нашем сердце. Как это важно не только было в те времена, но в наше время, как важно, чтобы каждый из нас, принимая те или иные вызовы и угрозы в жизни, опирался бы в противостояние всем этим вызовам на крепкую веру в Бога, как делали это они.
Поэтому, дорогие братья и сестры, укрепимся в нашей вере, тем более мы слышали с вами сегодня в апостольском послании назидание апостола Павла к тому, что мы должны не унывать, мы должны радоваться, поскольку являемся согражданами святым и родными Самому Богу. А поскольку мы родные Самому Богу и сограждане святым, то будем просить этих великих людей, наших соотечественников, земляков пострадавших когда-то, но ныне предстоящих у Престола Божия о том, чтобы они укрепили нас духовно, чтобы мы последовали их примеру, чтобы они защитили нашу смоленскую землю от неприятеля. Чтобы они помогли нам не потерять путь к нашему спасению, а идти верной дорогой, любя Бога и ближних.
Пусть Преблагословенная Царица Небесная, в отдание праздника Введения во храм, который мы сегодня отмечаем с вами, Своей материнской любовью, Своими материнскими руками взяв нас, как маленьких детей, по Своей невероятной любви ко всему человеческому роду, а больше всего к Своему Божественному Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, вот как сама некогда вошла в храм Господень и нас бы неключимых и грешных, но так желающих быть рядом с Ней, с Матерью Божией, ввела бы вместе с Собой в Царствие Небесное.
Аминь.