В Смоленской епархии начал свою работу Межрегиональный круглый стол «Пополнение братства обители. От чего это зависит?»
23 июля 2024 года в Смоленской епархии начал свою работу Межрегиональный круглый стол «Пополнение братства обители. От чего это зависит?».
Мероприятие проходит в Введенском храме Свято-Троицкого Болдина мужского монастыря Смоленской епархии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при деятельной поддержке Синодального отдела по монастырям и монашеству с участием Преосвященных, игуменов, игумений и монашествующих епархий, расположенных на территории Смоленской, Брянской, Калужской и Тверской митрополий.
Оргкомитет по подготовке и проведению круглого стола возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.
В работе круглого стола принимают участие митрополит Брянский и Севский Александр, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан, епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, епископ Козельский и Людиновский Никита, епископ Бежецкий и Удомельский Филарет, епископ Вяземский и Гагаринский Сергий, епископ Рославльский и Десногорский Мелетий.
Участниками круглого стола также стали игумены, игумении, монашествующие.
Глава Смоленской митрополии, Высокопреосвященнейший митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, открывая форум, приветствовал участников:
"Всечестные игумены, досточтимые матушки-игумении, дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас на заседании межрегионального круглого стола, посвященного тем задачам, которые стоят перед всеми нами на пути созидания и развития монашества Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла круглый стол проводится на древней Смоленской земле в третий раз. Мы проводим наш форум в древнем Свято-Троицком Болдином мужском монастыре – одной из древних смоленских обителей, возрожденных буквально из руин трудами нашего Предстоятеля в годы его архипастырского служения на Смоленской кафедре.
Сегодня настоятель Герасимо-Болдинского монастыря архимандрит Антоний, который с первых дней возрождения этой святой обители заботится о её благоустроении, отмечает день Тезоименитства. Поздравляю Вас, дорогой отец Антоний, с этим значимым событием и вкупе с благодарностью за Ваши труды сердечно желаю Вам многих и богатых милостей Пастыреначальника Христа, процветания монастырю и, конечно, прирастания и крепости его братии. Многая и благая лета!"
В работе форума принимают участие представители всех 11 епархий, включая 43 монастыря и 1 архиерейского подворья в составе Калужской, Брянской, Тверской и Смоленской митрополий.
Со словами приветствия к участникам конференции обратились митрополит Тверской и Кашинский Амвросий и митрополит Брянский и Севский Александр.
В продолжение работы круглого стола, обращаясь к участникам конференции, Высокопреосвященнейший митрополит Исидор отметил:
"Сегодня нам предстоит рассмотрение чрезвычайно актуальной проблемы современного монашества, коей является пополнение братства обителей.
По решению Оргкомитета круглого стола в рамках проблемного поля нашего форума определено четыре направления, что позволит глубоко и всесторонне рассмотреть предложенную тему.
Это, прежде всего, направление, связанное с изучением исторических и региональных особенностей формирования древних обителей и сохранение традиций в контексте формирования монашеских общин. Задача современных монастырей, а значит, братии или сестёр каждой из святых обителей – это бережное хранение наследия Русской Православной Церкви, прежде всего, наследия русского монашества, во все века истории России выступающего главной духовной силой нашего Отечества. И, безусловно, традиции устроения и развития каждой древней обители, должны учитываться в процессе пополнения братства монастыря на современном этапе его жизни.
Неизменной духовной сутью, сердцевиной иночества со времени его возникновения является стяжание Святого Духа. Святитель Феофан Затворник даёт краткий и необычайно глубокий ответ на вопрос о том, кто такой монах – это «тот, у кого так устроено внутренне, что только и есть Бог, да он, исчезающий в Боге». Поэтому первостепенной задачей монастыря является его правильное духовное устроение. Каким должно быть это устроение? По слову Макария Великого, одного из основоположников монашества: «Братья должны пребывать друг с другом в великой любви. Молятся ли они, или читают Писание, или занимаются какою работою — в основание да полагают любовь друг к другу: в таком случае произволение их может сподобиться Божия благоволения».
В контексте нашего сегодняшнего обсуждения представляется необходимым рассмотрение вопросов, связанных с причинами прихода в монастырь и их влиянием на последующее поступление в число братии.
И, конечно, значимым является поиск путей решения проблем, связанных с малочисленностью и устойчивостью монашеских общин. Хотел бы отметить, что одной из существенных причин этих проблем является вхождение в монашескую жизнь мирского духа.
Однако, проблемы, связанные с ориентацией на внешнее служение и зависимость от мира, актуальны не только для современных монастырей. Об этом в одном из своих писем великий Оптинский старец – преподобный Макарий: «При взгляде на нынешний образ монашества, как мы далеко уклонились от того пути, который нам показан в отеческих учениях, – сердце болезнует! И вместо того, чтобы искать доброго бисера, сокровенного на селе сердец наших, довольствуемся одною внешностию; а чтобы подвизаться на страсти, мали и редцы обретаются; и через слабости наши бываем соблазн миру, вместо того, чтобы быть свет миру…Мы должны находить в себе вины, смиряться, приносить покаяние, и Господь силен спасти и извести изо рва оного…».
Думаю, что во многом, то святоотеческое наследие, которое оставлено нам светильниками духа – святыми преподобными отцами устроителями русских монастырей в XIX веке, должно служить нам верным ориентиром в решении проблем монашества сегодняшнего.
В завершение выступления позвольте процитировать Первосвятительское наставление Святейшего Патриарха Кирилла, с которым наш Предстоятель обращается ко всем нам в книге о цели монашеской жизни «Для чего ты вышел из мира?» [цитата] «Перед вами, досточтимые владыки, отцы, матушки игумении, стоит важная задача – вдохновить своих братьев и сестёр во Христе к духовному деланию: к молитве соборной и келейной, к послушанию, к трезвению, к духовному чтению, а через это достигать главной цели – преобразования своего ветхого человека в нового, во Христа облечённого» [конец цитаты].
Убежден, что если мы с помощью Божией будем стремиться к выполнению этой задачи, неустанно обращаясь к духовному наследию святых отцов, из чьих трудов и подвигов соткана история русского иночества, то наши святые обители будут крепкими, в единомыслии служить Господу в духе и истине (Ин. 4, 23), не смотря ни на какие трудности и испытания, которые неизменно присутствуют во все века существования Святой Церкви Христовой.
Благодарю Вас, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы и матушки-игумении и желаю всем нам плодотворной работы".
Также участников форума приветствовали епархиальные архиереи, принявшие участие в работе форума.
В продолжение работы круглого стола Высокопреосвященнейший митрополит Исидор зачитал приветственное слово к участникам круглого стола митрополита Каширского Феогноста, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству.