Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Слово митрополита Исидора в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня день памяти Архистратига Божия Михаила и прочих всех Небесных Сил бесплотных и святых ангелов. Мы с вами слышим евангельское чтение от Луки (Лк. 10, 16–21), где Господь Своим ученикам, а через них и всем нам, говорит о том, чтобы мы радовались. Но радовались не тем, что мы имеем благодать наступать на змиев и на всяких иных тварей Божиих, которые причиняют нам вред. В данном случае Святые отцы толкуют это место как нашу способность противостоять диаволу и бороться с собственными страстями и грехами. «Так не этому, - говорит Господь, - вы должны радоваться, а радоваться тому, что имена ваши написаны на небесах» (см. Лк. 10, 22). 

Что это означает? Как нам понимать эти слова? Речь идёт о том, что нам с вами через Таинство Крещения вручено Царствие Небесное. Мы с вами в этом Таинстве получили без всяких наших личных заслуг гражданство в Царствии Небесном. Поэтому, когда мы слышим эти слова и свидетельства  от разных представителей так называемых сект и различных религиозных христианских или называющих себя христианами организаций о том, что мы уже наследники Царствия Небесного,  то они совершенно не врут нам, говоря о том, что мы – наследники Царствия Небесного. 

Сам Господь говорит нам об этом. Мы будем внимательно слышать голос Божий через Евангелие, если не будем с вами лениться открывать Святое Евангелие. Господь Сам нам об этом говорит и тем самым не просто открывает нам ту Божию благодать и те возможности, которые нам даны в этом нашем усыновлении Божием и во вручении Им Царства Небесного. Но прежде всего Он указывает нам на нашу чрезвычайную христианскую ответственность. Потому что мы без всяких личных заслуг перед Богом, Который распял Себя на Кресте, Который омыл нас, наши грехи своей Честною Кровью на Животворящем Кресте, Который Воскрес, воскресил нас духовно с Собою, можем входить в Царствие Небесное и делаем это через благодать Божию тогда, когда стремимся к Богу, когда прилагаем усилия к тому, чтобы совершать искреннее сердечное перед Богом покаяние, когда мы приступаем к Таинствам Христовым, когда мы ощущаем действие этой Божией благодати в своём сердце, - тогда мы уже в Царствии Небесном. 
Но, к сожалению, мы с вами очень небрежно относимся к тому, что получили даром. Это бывает со всем, что происходит в нашей жизни. Как об этом говорит святитель Григорий Богослов в пяти Словах о Богословии (См. Избранные творения. Свт. Григорий Богослов. [сост., предисл. В.В. Буреги]. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2008): «То, что мы получаем без труда, мы легко и теряем в нашей жизни, а то, что мы приобретаем с великим трудом, что достаётся нам непросто, где мы оставляем часть себя, то мы это чрезвычайно ценим». Но Господь намеренно, даром нам даёт Своё спасение, потому что Он - любящий Отец. А поскольку любовь не знает границ, она не ставит никаких условий. Поэтому Господь и вручил нам с вами Царствие Небесное. А наша задача - удержать это гражданство. Его возможно удержать только исполнением заповеди Божией, только деятельной любовью к Богу и к ближнему.
В чем эта деятельная любовь к Богу? Да в том, что мы наши мысли и чувства все время направляем к Богу, к Небесному, что мы живём, находясь здесь телесно, как об этом говорит святой апостол Павел, нл уже духовно - там, на Небе. А так бывает тогда, когда мы, проснувшись в одно мгновение, отходя от сна, сразу же начинаем думать о Боге. Мы должны не переставать о Нём думать, все время заботясь о том, что благоугодно Господеви. Всякая наша мысль, всякое чувство, всякое дело наше, даже самое мирское, как будто бы далёкое от славы Божией, мы должны с вами проверять: «А угодно ли это Тебе, Господи?». Тогда, когда мы привыкнем именно к такому отношению с Богом, мы будем осознавать, что наши имена написаны на Небе. Вот, о чем говорит Господь. Вот, чему должны мы радоваться.
А в отношении наших с вами ближних - мы, таким же образом проявляя деятельную любовь к Богу, исполняя Его заповеди, так и должны выстраивать взаимоотношения с нашими ближними, заботясь о том, чтобы никого не обидеть, чтобы никого не оскорбить, чтобы в каждом человеке усматривать образ Божий. Прежде всего, это касается наших семейных отношений, когда мы видим в каждом близком и родном себе по крови человеке образ Божий. Когда мы выстраиваем эти семейные отношения таким образом, чтобы все служило к укреплению семьи, чтобы ничего своего не было первостепенным, а только все то, что служит общему семейному благу. Тогда бы наши семьи были крепки. Тогда бы наши дети, видя поступки своих родителей, и сами бы приучались к благочестию, сами бы навыкали к тому, чтобы проявлять заботу и любовь не только к своим родителям, но и к окружающим людям. 
Поэтому все те беды, которые мы испытываем, раздражаясь на младшее поколение наших сограждан, это наши с вами недостатки. Это личное наше упущение в семьях наших. 
Пусть каждый из нас всмотрится в себя лично и спросит себя: «Что я сделал для того, чтобы в семье моей все было благочестиво?». И, честно ответив на этот вопрос, понимая, что многое упущено, пусть каждый из нас обратится ко Господу с молитвой о том, чтобы Господь Своей Божественною благодатью дал мудрости и силы что-то исправить в жизни и использовать на благо оставшееся время этой нашей с вами жизни. А у каждого из нас Господь отмерил эту жизнь земную столько, сколько мы должны её прожить. Причём, это не означает, что все к Богу уйдут только в очень старом возрасте. Нет, каждый уйдёт по-своему. Поэтому тут бессмысленно всматриваться в количество лет и в дату в паспорте. Важно лишь то, чтобы каждый из нас стремился в этой земной жизни исполнить волю Божию. 
Конечно же, это касается не только наших семейных отношений, но и отношений вообще с разными людьми. А отношение с разными людьми должно выстраиваться в том числе в контексте нашего личного отношения в целом к Отечеству нашему.

Поэтому всякий православный христианин — это человек, который деятельно любит своё Отечество, который все свои силы и труд общественный посвящает тому, чтобы эта любовь проявлялась. Чтобы и окружающие, видя добросовестное отношение к личным и общественным обязанностям, могли радоваться тому, что человек живёт по Божией воле.
Оглянемся вокруг, живя в наших городах, сёлах и населённых пунктах: сколько людей в наших домах живут по-Божиему? Это важная задача, которая стоит перед каждым из нас. Она напрямую связана с нашим спасением.
Господь в сегодняшнем евангельском чтении, как мы слышали в завершающих строках, обращается к Своему Небесному Отцу: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (см. Лк. 10, 21). Святые отцы, толкуя это место Писания, прямо нам указывают, что младенцами Господь называет тех учеников, которые, как любящие дети, сразу, не рассуждая, пошли по Его призыву, оставив всё, даже семьи, и вручили себя Промыслу Божиему.
Мы с вами не способны на такое мужество, чтобы ради Господа оставить всё. Но Господь и не требует от нас пренебрежительного отношения к личным, семейным и общественным обязанностям. Речь идёт не об этом. Оставление ради Господа всего - означает ничто иное, как вручение своего сердца Богу. Ведь то, что для нас самое дорогое, показывает, где наше сердце, а там и наши главные ценности.

Каждый из нас может задать себе вопрос: что для меня является главной ценностью в моей жизни? Для этого достаточно спросить своё сердце, о чём оно заботится, куда устремлены его мысли и чувства? Тогда мы узнаем, где богатство наше.
Пусть нашим богатством всегда будет Божие. Пусть Царство Небесное, гражданами которого мы являемся, уже будет нашим главным богатством. Ради этого богатства нам бы всем и поработать, на это бы богатство нам бы всем и уповать, и не смотреть ни на какие иные богатства. 
Сама по себе власть, как очень привлекательный способ проживания в этой жизни, не является богатством. Не является им и популярность среди окружающих людей. Пусть всё это не захватывает нас, поскольку всё это временно. Это так называемое "общественное богатство" останется, а мы уйдём с вами в могилы нашими телами. Это не является в очах Божиих чем-то ценным в жизни человека. Ценным в жизни человека является то, что связано с Богом. А то, что с Богом не связано, то не может являться какой-либо ценностью в нашей жизни.
Поэтому давайте все вместе богатеть в Бога. Пусть эти слова Господа, обращённые к ученикам, а через святых апостолов и к нам, будут для нас верными ориентирами в нашей жизни. Господь, говоря сегодня о том, что ученикам вручена благодать, упоминает нам с вами о том, что и Ангелы вручены нам в помощники. Ангелы служат славе Божией. Это их единственное и прямое назначение. Ничего, кроме служения славе Божией, в ангельской жизни не присутствует. Поскольку мы с вами являемся частью славы Божией, мы призваны к тому, чтобы наследовать Царствие Небесное.

У каждого из нас с вами есть Ангел-хранитель. Господь через Ангелов заботится о том, чтобы сохранить нас от всякого зла. Поэтому так важно, дорогие братья и сёстры, чтобы мы ежедневно и по многу раз мысленно, молитвенно обращались за помощью к Ангелу-хранителю. Чтобы мы просили помощи Архистратига Божия Михаила, особенно сейчас, когда наша страна стоит перед вызовом, внешним вызовом и внешними угрозами, когда в любой момент на нас с вами может прилететь дальнобойная ракета. Неизвестно, кто из нас выживет, а кто, к сожалению, перейдёт в мир иной.

Мы с вами особым образом в эти дни, в эти месяцы и годы, когда наша страна противостоит внешнему злу, должны как можно чаще обращаться к Ангелу-хранителю, как можно чаще обращаться к Архистратигу Божию Михаилу, прося его о том, чтобы Господь укрепил бы и Главу Государства нашего, и воинов наших, и всех тех людей, которые трудятся ради Победы нашего народа. Да, это не Победа страны, это Победа народа. Вот, в чём суть нашего с вами противодействия внешнему злу. Это народ борется за то, чтобы остаться народом, носящим свои духовно-нравственные ценности, свой культурный код, возможность быть в своей стране, возможность быть со своей Православной Церковью — единственной, спасительной для каждого из нас.

Будем искренне молиться Богу о том, чтобы Господь простил грехи наши, чтобы Господь укрепил нас в нашем христианском делании, чтобы Господь даровал каждому из нас и в целом Отечеству нашему мир и благополучие. Пусть Архистратиг Божий Михаил и прочие Небесные силы нам в этом помогут. А мы с вами сегодня, в день, когда Церковь особым образом чествует их, наших Ангелов-хранителей, наших Бесплотных сил, искренне помолившись им, попросив их о помощи, всегда бы ощущали присутствие Ангелов-хранителей в нашей личной жизни, и мы бы всегда ощущали их присутствие и защиту в целом для нашего Отечества.

Аминь.


21 ноября 2024 г.
Возврат к списку