Слово митрополита Исидора на Божественной литургии в день Рождества Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, в Рождество Пресвятой Богородицы, в престольный праздник нашего храма в посёлке Озёрный, мы, как и во всякий Богородичный праздник, слышим апостольское чтение к Филиппийцам (Флп. 2, 5–11). Во второй главе этого Послания апостола Павла Святая Церковь нам возвещает о том, какую любовь Господь проявляет к человеческому роду.
Мы с вами слышим на церковно-славянском языке эти слова апостола Павла о том, что Единородный Сын Божий, будучи во всем равным Богу Отцу, принимает зрак раба, то есть, принимает образ и подобие того, кого сотворил Сам Бог (см. Флп. 2,6-9). А сотворил человека Бог Святая Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, Единый по природе Бог, но Троичный по Ипостасям, по Лицам. Мы с вами не будем сейчас размышлять о том, каким образом мы исповедуем Бога Святую Троицу, но лишь скажем о том, что в Боге Святой Троице Божественный Сын, вторая Ипостась, равная Отцу и Святому Духу по своей природе, естеству Божественному, умаляет Себя. Божественный Сын, по велению Отца умаляет Себя ради того, чтобы спасти человеческий род.
Как об этом говорит на церковно-славянском языке Священное Писание: «Не восхищением непщева быти равенъ Богу» (см. Флп. 2, 6). О чем идёт речь? Святитель Иоанн Златоуст подробно разъясняет, о каких же хищениях идёт речь. И нам с вами, людям, забывшим церковно-славянский язык, не знавшим и не знающим его, это очень важно для нашего понимания. Святитель Иоанн Златоуст нам разъясняет с древнегреческого смыслы этих слов, говоря о том, что всякий человек, если что-то украдёт, он старается это украденное спрятать. Во-первых, потому что его обличает в этом совесть. Во-вторых, потому, что он знает, что, приобретя это зло, он может легко потерять, поскольку и в жизни мы с вами теряем легко то, что легко приобретаем. А то, что мы приобретаем с трудом, с усилием, с усердием, то мы непременным образом ценим особо. Господь так в нашей жизни устраивает, что мы не теряем того, что приобретаем с трудом, а лишь то, что является легкомысленным для нас, несущественным, неважным в жизни.
Поэтому и всякий человек если что-то легко приобретает или получает это несправедливым образом, он это прячет. Он этого стыдится, поэтому и прячет. А тот человек, для которого та или иная вещь является естественной, заслуженной, не стыдится её показывать. Он выставляет её, он бывает способным поделиться.
Мы с вами, на самом деле, бываем, способны к жертвенности только лишь тогда, когда имеем что-то своё. Почему в нашей жизни так мало людей, способных чем-то пожертвовать ради других? Да потому, что мы с вами являемся в буквальном смысле духовно бедными людьми. Чем духовно бедными? А тем, что мы ничего не стараемся для себя что-то заработать. Мы стремимся к тому, чтобы легкомысленно что-то захватить в этой жизни, что-то прихватить, что-то сделать своим, хотя это не является нашим. Мы не трудимся над чем-то очень существенным для себя в нашей жизни. Поэтому-то мы и не бываем способными к тому, чтобы чем-то жертвовать, жертвовать ради других людей. Именно поэтому наше общество, дорогие братья и сестры, так больно тем проявлением нелюбви к друг другу, неспособностью чем-то пожертвовать. Если бы было что-то своё, мы бы были способны этим жертвовать.
Задумаемся над этой очень важной мыслью святителя Иоанна Златоустого: когда мы имеем что-то своё, и это касается не только внешних материальных средств, но и проявлений нашей личности, то мы бываем способны то или иное наше достоинство отставить в сторону, если это требуется.
Господь наш Иисус Христос, будучи равен Богу, оставил Своё, равное Отцу достоинство ради того, чтобы проявить любовь к человеческому роду. Он принимает человеческий образ, проявляет смирение, послушание Своему Небесному Отцу. И Бог, благодаря этому послушанию, как мы слышали в апостольском Послании, возвеличивает Его. Он ставит Его выше всех. В этом закономерность духовной жизни. Мы становимся великими не тогда, когда мы захватываем что-то, в том числе власть, деньги, чьё-то личное иное достоинство, чью-то честь. Мы бываем способны благородно проявить себя только тогда, когда мы имеем то или иное внутреннее богатство, благодаря которому и можем поделиться им, богатством духовным.
Господь, проявляя Своё равночестное богатство, искренне любит человеческий род. Через эту любовь Он проявляет к человеку снисхождение. Не понятен неверующему сердцу смысл того, зачем Бог становится человеком. Непонятно, зачем так себя унижать, ведь Бог может без всяких унижений взять и насильно спасти человеческий род. Но любовь не бывает насильной. Любовь бывает только добровольной. Поэтому и человек может Богом быть спасённым, только проявляя добровольное, личное отношение к Богу. Господь все сделал для того, чтобы человек был способен добровольно проявить к Нему любовь. Господь освобождает человека от уз греха и смерти. Он становится человеком. Он не просто присоединяет к Себе, Он принимает в Себя и в Свою Личность всю человеческую природу, кроме греха, - ради того, чтобы освободить её от этого рабства греха, чтобы в Себе и Собою вознести эту человеческую природу через Своё Божественное крестоношение, через Свою смерть на Кресте и через Своё Преславное Воскресение. Он изгоняет из человеческой природы власть смерти. Эта власть смерти появилась в человеке из-за его человеческого согрешения перед Богом. Человек стал смертным в то мгновение, когда он обманул Бога, когда он слукавил Ему, когда он посчитал возможным для себя жить без Бога, когда он поверил обману дьявольскому.
И мы с вами, дорогие мои, если хотим быть духовно успешными, благополучными, мы не имеем права отказываться от Бога. Потому что в Боге вся наша надежда на жизнь вечную. В Боге вся наша надежда на счастье. В Боге весь смысл нашей жизни. Без Бога нет никакого смысла жизни. Об этом ясно свидетельствовали атеисты все 70 лет в своей пропаганде. Но, к сожалению, уже атеисты тех 70-ти лет советского периода очень где-то далеко, а дух атеизма, к сожалению, остался в наших сердцах. Мы до сих пор живём мирской жизнью, не желая знать Бога. Мы не открываем Богу двери нашего сердца, мы не стремимся к тому, чтобы Божия воля проявлялась в нашей жизни. Мы не ориентируемся Божественными ценностями в нашей жизни.
Пусть каждый из нас всмотрится в жизнь своей семьи. Все ли в жизни наших семей по-Божиему? Тут мы найдём правдивый ответ на то, а стремились ли мы, люди старшего поколения, к тому, чтобы жить по-Божиему? Насколько оправданно наше требование к младшему поколению, к нашим детям и внукам, чтобы они были не похожи на нас и жили духовно лучше? Ведь на самом деле они похожи на нас в грехе нашем. Не бывает возможности жить духовно лучше детям и внукам, если мы, люди старшего поколения, этого не делаем. Поэтому все зависит от нас. Не от молодёжи, которая очень скоро придёт и займёт соответствующее место в своей жизни, в нашем Отечестве, в обществе нашем. Это мы способны разбудить утром наших детей и внуков и за руку повести их храм. Никто не способен. Только бабушки и дедушки это способны сделать. Только бабушки и дедушки способны благословлять рукой и иконой своих детей, идущих на фронт. Только люди старшего поколения, находящиеся здесь, искренне, сердечно, не торопясь, способны возносить свои молитвы Богу, проявляя покаяние к Богу о себе самом и молясь о своих родных и близких. Не торопясь – поскольку людям старшего поколения некуда спешить. Им Бог вручил возможность сосредоточенно, не торопясь, помолиться Богу, приготовившись самому к Царствию Небесному и проявляя чрезвычайно важную миссию – помочь своим родным и близким обрести веру в Бога.
Дорогие бабушки и дедушки, у вас впереди ещё так много работы. Работы внутренней, духовной, молитвенной, когда необходимо со слезами умолить Бога о прощении своих грехов, когда необходимо помолиться за детей, чтобы у них все было в порядке в их личной жизни, чтобы внуки пошли правильным путём по жизни, чтобы они были достойным примером жизни христианской. Поэтому, если из людей старшего поколения кто-то думает, что он может расслабиться и ничего не делать, лишь сидя на диване перед телевизором, ожидать смерти, то это глубочайшее заблуждение. Бог за это накажет. Превозмогая свои физические силы, дорогие бабушки и дедушки, постарайтесь сделать так, чтобы те годы, которые благословляет Бог в вашей жизни, были наполнены любовью к Богу и к ближним. Чтобы все эти благословенные дни, недели, месяцы и годы, дай Бог, все были пронизаны просьбой к Богу благословить и укрепить.
Ведь Сама Божия Матерь и Её благочестивые родители показывают нам пример того, что у Бога нет ничего невозможного. Люди, которым было за 80 лет, которые были поношаемы среди общества, но, обратите внимание как они, будучи глубоко благочестивыми людьми, хотели того, чтобы у них родился ребёнок. Они не оставляли этой надежды в свои 80 лет, понимая, что уже возраст для деторождения точно прошёл. Но у Бога нет ничего неисполнимого. Это не значит, что вы, подражая сейчас этим благочестивым Иоакиму и Анне, будете в свои 80 лет просить того, что вы не способны понести. Не об этом идёт речь. Речь идёт о том, что Господь исполняет наши благочестивые просьбы, если они полезны для нас и для окружающих людей.
Пусть в ваших молитвах будет только просьба о том, что будет ко спасению вас и окружающих людей. Уберите из молитвы вашей все то, что является несущественным для человеческой жизни. А несущественным для человеческой жизни является наше материальное благополучие, даже в какой-то мере те наши просьбы, которые обращены в отношении нашего личного здоровья. Почему? Да потому, что так часто бывает, что быть здоровым для нас с вами неполезно. Поскольку, когда мы здоровы, мы совершенно не помним о Боге. А когда мы имеем те или иные немощи физически, тогда мы вольно-невольно обращаемся к Богу с воплем, с молитвой, хотим мы этого или не хотим.
Будем благодарить Бога за то, что есть в нашей жизни. Это фундамент наших внутренних чувств. Будем просить у Бога полезное для нас, для окружающих людей. Будем удивляться тому, в какой мере Господь чадолюбив, то есть, как сильно Он любит каждого из нас. Меру этой любви мы с вами не способны измерить. Мы сегодня находимся с вами в храме, потому что Господь так благословил. Это дар Божий для нас, что мы вместе сегодня стоим в этом чудном храме в честь Рождества Богородицы и имеем возможность произнести простые слова: «Господи, помилуй». А что может быть ценнее? Насколько наши уличные и никчёмные разговоры с окружающими людьми могут быть сопоставимы с тем, когда мы сердечно обращаемся к Богу? Это ничто. Поэтому и мы с вами обычно стоим в человеческом молчании в храмах Божиих, для того чтобы глубоко оценить, насколько это человеческое молчание устами, на самом деле, является ценным перед Богом, поскольку Господь позволяет нам не устами нашими, которые оскверняются нашими недобрыми словами в нашей жизни, а именно сердцем и умом взывать к Нему, к Богу. В этом ценность нашего с вами молчаливого пребывания. Тогда, когда хор исполняет своё послушание – пение, мы с вами стоим и молчим. Так же, как и духовенство, не имеет права ничего иного произносить, кроме Божественных слов на богослужении.
Пусть Царица Небесная, Рождество Которой мы сегодня отмечаем, и Её благочестивые родители будут для нас примером того, как мы можем и должны любить Бога и ближних, как мы должны всю нашу жизнь вверять в руки Божии и каждый раз, ежедневно, по многу раз спрашивать: «Господи, а угодно ли Тебе, что я об этом сейчас размышляю? Угодно ли Тебе, что я сейчас пойду и сделаю это? Угодно ли Тебе, чтобы я раздражалась сейчас, на кого-то обижалась или что-то делала, что потом мне будет приносить огорчение? Нет, Господи, неугодно. Поэтому благослови мне, Господи, любить Тебя. Благослови, Господи, любить всех окружающих людей. Благослови, Господи, исполнять Твою святую волю».
Аминь.