Слово митрополита Исидора в субботу по Воздвижении, в отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в субботу по Воздвижении, в отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня
храм Вознесения Господня,
д. Рыбки Сафоновского района, 4 октября 2025 г.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В завершающих строках Евангелия от Иоанна Богослова, слышанного нами, говорится, что много слышавшие Господа обращались к Нему верой в Него (см. Ин. 8, 21-30). Это происходило потому, что Господь указывал в Своих речах на то главное, что важно для человеческого спасения. И Он говорил ученикам Своим о том, что Он и Отец едины, что Он пришёл исполнить волю Божию. Откуда Он пришёл, и куда Ему следует пойти, туда невозможно пойти человеку неверующему. Конечно же, книжники и фарисеи во многом не понимали прямых слов Божиих, поэтому они его спрашивали: а кто Ты? И евангелист Иоанн Богослов приводит прямые слова Господа нашего Иисуса Христа: «от начала Сущий» (Ин. 8, 25). То есть Он напрямую вопрошающим отвечает на вопрос, что Он не земной царь, Он не один из пророков, он Сам Сущий, то есть является источником бытия всякой твари, Он Сам является бытием. Для людей, конечно, это было непонятно, потому что они видели человека перед собой, но только верующее сердце способно было рассмотреть в Нём Бога.
Это всё тоже самое, как в нашей с вами жизни. Мы можем не видеть очевидного для нас, духовная жизнь может навсегда оставаться неоткрытой или прикровенной. Это происходит из-за того, что наше сердце не является способным к тому, чтобы видеть пространство духовной жизни, оно бывает слепым и по отношению к самому себе. Поэтому так часто мы совершаем наши ошибки в жизни, и дай Бог, чтобы мы раскаивались в них. Мы бываем слепыми по отношению к окружающим людям, не видим, какое зло мы приносим им, мы не оцениваем своих недостатков, но при этом почему-то очень ясно видим недостатки других людей. Это потому, что гордость наша является причиной этой способности видеть недостатки других, но не свои. Одним словом болезненность нашей с вами повреждённой грехом природы не даёт нам видеть Бога. А Господь пришёл и говорит: вот Он Я, слушайте слова Мои, не верьте в Меня, верьте в пославшего Меня Отца.
Поэтому, дорогие братья и сестры, для нас с вами чрезвычайно важно настроить механизм нашего сердца так, чтобы оно было способно к восприятию Божиих волн, которыми Он стремится достигать нашего сердца, произнося слова, в том числе, во время богослужения. Обратите внимание каждый сам на себя, а насколько каждый из нас внимательно слушает евангельское слово, автором которого является Сам Бог? Насколько мы внимательно вслушиваемся в смысл слов, которые нам предлагает Святое Евангелие, насколько глубоко они проникают в нас, врываются ли они в наше сознание? Или они как шум посторонний, который нас сопровождает всё время в нашей жизни? Пустые слова, пустые чувства – это всё шум. Так и Божие слово мимо нас может проходить неким шумом, который не задерживается в нашем естестве. А приходя ниоткуда, он в никуда и уходит, и это является трагедией нашей с вами греховной природы. Трагедией потому, что это свидетельствует о нашей либо нелюбви к Богу, либо о маловерии и самом малом отношении к Богу. А поскольку так, то и к самим себе, к окружающим, мы также способны относиться без должной ответственности.
Поэтому для нас с вами чрезвычайно важно, чтобы мы проявляли всё время духовное бодрствование, чтобы мы не пропускали ни одного смысла, который Бог нам предлагает в это конкретное мгновение нашей жизни, чтобы вся наша жизнь была наполнена смыслом. И здесь не требуется учёность. В Послании к Коринфянам, которое мы слышали перед евангельским чтением, апостол говорит, что Бог не мудрое и сильное мира сего избрал, Он избрал самое простое с общественной, человеческой точки зрения, немощное и неспособное к тем великим делам, за которые хвалят в обществе (см. 1 Кор. 1, 26-29). Бог избрал самое простое, незлобивое для того, чтобы наполнить его Своей Божией силой. Так что и для нас с вами не требуется великой учёности и даже не обязательно знание еврейского и древнегреческого языка. Слава Богу наши святые предшественники перевели Священное Писание на церковнославянский, даже русский язык. От нас с вами требуется работа нашего сердца, это самое простое. Но как трудно делать это самое простое? Почти невозможно, потому что всё время необходимо переступать через себя, всё время требуется работать над собой. Как не хочется работать над собой, как хочется где-то отсидеться в стороне. Но так в духовной жизни не бывает, требуется постоянная работа над самим собой.
Поэтому Бог, избравший самое простое и немощное, посрамил Своей благодатью сильных и мудрых века сего ради того, чтобы не возносилась никакая тварь, как об этом говорит святой апостол Павел. Для того, чтобы мы с вами через познание немощи нашей, через те недостатки, которые мы преодолеваем с помощью Божией, говорили бы: слава Богу, за всё благодарю Тебя, Господи, что Ты дал мне сегодняшний день, благодарю, что Ты его наполняешь смыслом, у меня много трудов, так слава Богу, что есть эти труды, слава Богу, что есть те или иные препятствия в моей жизни, что есть испытания, поскольку через это проверяется моя вера в Тебя, моя искренняя или, может быть, совершенно неискренняя любовь к Тебе. Поэтому, Господи, всё, что есть в моей жизни, пусть во всём будет воля Твоя, и я не хвалюсь собой, ничего я сам по себе не достигаю без Тебя, Господи.
И пусть в каждом из нас прославляется Имя Божие, и пусть все мы единым сердцем будем славить в Троице вечного Бога, благодарить Его за всё, что есть в нашей жизни, и вместе нашей соборной молитвой друг за друга достигать Царствия Небесного.
Аминь.
