Новости
Слово митрополита Исидора в Предпразднство Рождества Христова, день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Предпразднство Рождества Христова, день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца и благоверной княгини Иулиании Вяземской
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, когда мы здесь собрались в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, благоверной страстотерпицы княгини Иулиании Вяземской, Новоторжской, мы, монашеская братия Смоленской митрополии, слышим слова Самого Христа Спасителя, адресованные нам, последователям Его ближайших учеников.
Мы с вами обращаем внимание на слова 30 стиха 10 главы Евангелия от Марка, где Господь говорит: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10, 29-30). Господь присовокупляет, говоря о том, что невозможно это не получить в сие время, время гонений – так переведено на русский язык. Но святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский, обращает внимание на иной смысл греческого слова, которое употребляется в этом глаголе. И это слово «изгнание». Так вот для нас, монашествующих, в этом слове открывается новый смысл, который нам предлагает святитель Игнатий, говоря о том, что мы, находящиеся в этом мире, как в изгнании, получим во сто крат больше, если откажемся от временного мира сего и будем желать Царствия Небесного.
В каком же изгнании находимся мы, дорогие монашествующие братья и сестры? В добровольном изгнании, поскольку добровольно отказываемся от благ мира сего ради того, чтобы стать наследниками Царствия Небесного. Этот выбор мы делаем добровольно, потому что в глубине своего сердца понимаем всю греховную испорченность нашей с вами человеческой природы, которую невозможно исцелить кроме как тем, чтобы избавить её от всех тех соблазнов, которые продолжают её губить. Невозможно нам приобрести покаяние без того, чтобы противодействовать диаволу и искушениям мира сего. И во многом мы бываем успешными в духовном делании только тогда, когда наряду с этим пониманием в нашем сердце присутствует покаяние перед Богом, что во многом привлекая в наше сердце благодать Божию.
Дорогие братья и сестры, всегдашнее покаянное настроение – это возможность для лучшего духовного утешения монашествующему человеку. Без этого внутреннего, сердечного покаяния мы не можем в наше сердце привлечь благодать Божию, а там, где нет благодати Божией, там нет утешения. Так важно, чтобы мы правильно настроили свой духовный приёмник, который мог бы принимать Божественные волны, и мы могли бы слышать голос Божий, адресованный лично нам.
Поэтому где наше с вами богатство, о чём Господь говорит Своим ученикам в начале сегодняшнего евангельского чтения и как можно по-мирски богатому человеку спастись? Но при этом Господь присовокупляет, что невозможное человеку, возможно Богу. И святой апостол Пётр, никоим образом не сравнивая себя с теми богатыми людьми, которые подходили ко Господу и спрашивали как спастись, всё же вслух размышляет, и Господь слышит эти размышления. Он говорит Господу: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (Мк. 10, 28). И мы с вами очень хорошо знаем, как Господь призывал Своих учеников к служению апостольскому, как они, находясь в чём были, тут же шли за Господом, не возвращаясь в свои дома, не беря никакое имущество, ни о чём не заботясь с того мгновения, как Господь позвал их. Поэтому эти слова святого апостола Петра вызывают у Господа отклик, в котором Он говорит о том, что во сто крат больше человек приобретает для своей личности тем, что отказывается от мирских благ и становится причастником, соучастником того богатства, которое никогда не отнимется от человека.
Трудно человеку, не имеющему опыта отказа от мирских благ понять духовные смыслы, произносимые Господом. Но если мы пытаемся не прилепляться умом к этой мирской жизни во всех её проявлениях, если мы направляем наш с вами ум ко Господу, если сердце наше освобождаем от страстей, заботимся о том, чтобы благодать Божия проникла в наше сердце, чтобы оно стало домом, в котором действовал бы Сам Господь, вот тогда нам открываются глубочайшие смыслы евангельских слов Самого Спасителя. Поэтому для того, чтобы нам ясно осознавать и осмыслять Священное Писание, Божественное откровение, нам необходимо действовать в соответствии с этим Божественным откровением, нам требуются усилия по преодолению самих себя. Не случайно монашество называют добровольным мученичеством, которое во многом ничем не ниже мученичества, которое испытывали святые угодники в период гонения на Церковь. Поскольку внешнее воздействие открывает тот путь, которым должен идти любящий Бога человек.
В монашестве, в котором скрыты очень многие соблазны, особенно тогда, когда монах окружён внешним благополучием, когда нет внешних угроз и это усыпляет его бдительность, монаху приходится прикладывать вдвойне большие силы к тому, чтобы противодействовать этому духовному, внешнему ослеплению, чтобы настроить своё сердце на всегдашнее бодрствование. Это требует чрезвычайных усилий, это бескровное мученичество. Проливание пота и слез, а может быть даже и крови – всё это является подвигом Христа ради. Этот подвиг Господь оценивает как то движение к Нему, которое предполагает приобретение самого драгоценного в жизни всякого человека.
Поэтому всякий из нас, дорогие монашествующие, должен воодушевляться тем, что всякое наше с вами усилие во славу Божию имеет абсолютную ценность в очах Божиих. Всякое наше молитвословие, всякое преодоление себя, всякий отказ от мирских благ, всегдашнее стремление к тому, чтобы принести что-то доброе окружающим людям, чтобы благословить ненавидящих и обидящих нас, чтобы на зло отвечать добром – всё это создаёт то внутреннее богатство, которое мы унесём с вами в вечность. Пусть уныние исчезнет из нашей души, пусть радость о Господе, всегда присутствующем в нашей жизни, будет сопровождать нас. Пусть это воодушевление станет поводом к тому, чтобы мы неленностно совершали наш подвиг монашеского делания, без которого жизнь мира сего прекратится. Без монашеских молитв, без монашеского делания мир не устоит, и, в первую очередь, не устоит наше Отечество богохранимое.
Поэтому в том обществе, в том государстве, где исчезает монашество, исчезает сама государственность, расточается само общество, оно теряет внутренние силы. Так что монашество – это соль земли, особенно земли Русской. Так не утеряем же ту силу Божию, которую Господь вручил нам, дорогие монахи, постараемся со всею ревностью нести наш подвиг, зная, что Господь укрепляет наши силы, что Господь подаёт нам помощь. Но и при этом будем всегда духовно трезвиться, ведь Господь произнёс слова, которые должны нас с одной стороны приободрять, с другой стороны не расслаблять: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мк. 10, 31).
Поэтому, дорогие братья и сестры, дорогие монашествующие, будем в смирении духа нашего, в трезвении, в духовном послушании совершать наш подвиг. И пусть наши святые угодники Божии, в том числе святитель Пётр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, память которого мы отмечаем и святая страстотерпица княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская чудотворица, с преподобным Герасимом и Аркадием, всеми святыми в земле Смоленской просиявших, помогут нам с вами в этом многотрудном служении Богу, ближним и Отечеству.
Аминь.