Слово митрополита Исидора в Неделю 29-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Исидора в Неделю 29-ю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 29-ю по Пятидесятнице
Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 12 января 2025 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, в первый воскресный день по Рождестве Христовом, Святая Церковь вновь предлагает нам вспомнить тех, кто принимал самое непосредственное участие в событии Рождества. Это Иосиф, это Иаков, брат Господень по плоти от первого брака старца Иосифа, это и другие родственники, которые окружили родившегося в Вифлееме Господа заботой и человеческой любовью.
Они как могли, по-своему размышляли о том, что это за Младенец. Конечно же, не хватало человеческих сил для того, чтобы постигать Промысл Божий, обращённый не только к этим людям, живущим в простых селениях, но и ко всему миру. Как можно было представить, чтобы все эти простые, не имеющие никакого систематического образования люди, поняли, что родился Спаситель мира, не просто Спаситель, но Творец этого мира?
Поэтому от них требовалось всего лишь проявление любви и соучастие, как это бывает и в нашей с вами жизни, когда от нас не требуется высокоумия, когда не требуется что-то чрезвычайно интеллектуальное или совершенное от нас. А требуется самое простое, причём по отношению друг к другу, даже не к Богу, в отношении Которого мы мало чего с вами понимаем нашим ограниченным разумом. Поэтому Господь и настаивает, что наше отношение друг к другу во многом формирует наше личное отношение к Богу.
Как святой апостол Иоанн Богослов замечает, что если мы не способны по-настоящему выстроить должные отношения с ближним, то и с Богом не способны выстроить необходимые отношения. Так что обратим внимание на то, как мы с вами друг к другу относимся. Пусть пример этого благочестивого семейства, этих родственников по плоти Господа нашего, станет для нас примером соучастия и любви, которые требуются от нас с вами.
Но важно ещё следующее для нашего с вами осмысления: а насколько реалистичными мы вообще воспринимаем те события, которые запечатлены в Евангелии? Насколько они для нас живо представляются и сопоставляем ли мы эти сведения с тем, что происходит в нашей жизни? Есть ли взаимосвязь между тем, что тогда было и что бывает сейчас? Или всё, что мы слышим, мы не складываем в наше сердце. И через ум наш это пролетает как слово, которое мы всерьёз не воспринимаем. А таких слов в течение нашего дня бывает множество, наш рассудок и не способен сосчитать, сколько бессмысленных слов и смыслов пролетает через нашу голову и не касается нашего сердца. Так вот насколько Евангелие проникает в наше сердце? Это зависит от нашего состояния духа, от способности нашего сердца слышать голос Божий, воспринимать его, воспринимать, буквально, для исполнения, как это было в жизни многих святых, которые однажды, впервые услышав призыв Божий, немедленно выполняли его раз и навсегда.
Но к крепости и ясности такой веры нам необходимо с вами много потрудиться, потому что, во многом, мы пропускаем мимо ушей, всё то, что Господь говорит. Можно спросить не только людей старшего поколения, приходящих в храм, но даже у молодых, как будто бы сосредоточенно стоящих в храме: а о чем сегодня повествовало Евангелие, которое ты слышал или слышала в храме? И человек, задумываясь, отвечает: но я не помню, о чём было Евангелие, я даже не запоминал.
Так вот это наше с вами состояние ума и сердца, когда мы не понимаем и не запоминаем Евангелие, которое только что услышали. Не катастрофа ли это для нашей с вами духовной жизни? Ещё какая. Но как мы легко запоминаем зло, которое обращено по отношению к нам. Самое мельчайшее, неосторожное слово, в отношении которого говорящий, может быть, искренне кается перед Богом, мы навсегда запоминаем и делаем отметку в отношении этого человека и ещё находим в себе силу не прощать его, держать эту обиду многие годы. Как хорошо запоминает вот это наш мозг, как мы лелеем эти злые мысли и чувства в отношении окружающих людей, вспоминая, а точнее ясно помня и имея в виду все те мелочи, которые в отношении нас были совершены окружающими людьми. Мы можем помнить сотни таких событий в отношении тысяч людей, а вот доброе не помним. Это является показателем повреждённости нашей с вами человеческой природы, удобопреклонности ко греху. И сколько сил требуется для того, чтобы нам вырваться из этих сетей собственной злобы.
Святой апостол Павел сегодня в Послании к Галатам в первой главе нам сообщает: «Евангелие, которое я благовествую, не есть от человека, поскольку я получил его и научился от Него, от Самого Господа Иисуса Христа» (Гал. 1, 11-12). Вот посмотрите, как апостол воспринимает Евангелие. И в другом месте он говорит, что если бы даже мы или ангелы говорили что-то иное из Евангелия, кроме того, что мы вам сказали, то да будет нам анафема. Вот что должно значить для нас евангельское слово. Это непререкаемая истина, причём истина не только вселенская, а истина нашей с вами личной жизни, которую мы, буквально, должны воспринимать духовно, с правильным пониманием Священного Предания, которое нам предлагают святые толкователи Писания. Но так или иначе мы должны проникать с вами в сам дух Евангелия, мы должны помещать эти евангельские истины в наше сердце для того, чтобы они руководствовали нами, были нашими ориентирами в тех или иных обстоятельствах, чтобы нам бы мгновенно вспоминать слово Божие тогда, когда требуется внезапно принять то или иное важное решение в нашей жизни.
Поэтому, дорогие братья и сестры, постараемся сделать так, чтобы сам евангельский дух проник в наше сердце. Это возможно тогда, когда благодать Божия касается нашего повреждённого грехом сердца, когда мы работаем над собой, когда прибегаем к Таинству Покаяния, искреннему перед Богом раскаянию в совершаемых и непрекращающихся в совершении нами тех или иных грехов и недостатков.
Пусть эти слова святого апостола Павла, который некогда был, как он говорит, в Послании к Галатам, гонителем, а теперь избранный апостол (см. Гал. 1, 13-14). И мы с вами, в каком бы греховном состоянии не находились, всегда через Евангелие мы способны обратиться ко Господу. И часто священники слышат этот вопрос: батюшка, а что мне сделать, чтобы укрепить свою веру, как мне из человека неверующего стать человеком глубоко верующим, осознающим всё то, что происходит, правильно ориентирующимся в слове Божием, в церковном богослужении и вообще во многих житейских вопросах? Так вот ответ одновременно прост и сложен, и находится он в самом пространстве смыслов Евангелия. И для того, чтобы постигать эти смыслы, необходимо молиться Богу о том, чтобы Господь открыл нам Евангелие, чтобы Господь вручил нам дар разуметь слово Божие Вот о чём мы с вами должны просить. Не о богатствах, не о житейском благополучии скоротечном, а о том, чтобы Господь вручил нам дар разуметь Евангелие. Если мы будем владельцами этого дара, то всё остальное нам представится несущественным, второстепенным, неважным в нашей жизни.
Пусть Господь, родившийся в Вифлееме, даровавший нам саму способность постигать Божии тайны через Своё Воплощение, через соединение Божиего и человеческого, через нашу способность быть достойными причастниками Тела и Крови Христовой, пусть через вот это всё Господь подаст нам дар разумения Писания. Чтобы мы с вами едиными устами и единым сердцем прославляли Господа, родившегося в Вифлееме, тридневно воскресшего ради нас и нашего ради спасения.
Аминь.