Слово митрополита Исидора в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Исидора в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 22 декабря 2024 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сколько бы раз мы ни обращались к известным нам евангельским историям, каждый раз почерпываем новую мудрость. И так будет всегда, сколько бы мы с вами ни открывали Святое Евангелие, те знакомые страницы, которые уже, может быть, обветшали из-за того, что мы часто открываем Евангелие. И несмотря на это, каждый раз всякое Божие слово создаёт в нас новые духовные мысли и чувства, которые ведут нас ко спасению.
Вновь слыша евангельскую историю об исцелении десяти прокажённых (см. Лк. 17, 12-19), мы с вами как будто бы заново слышим этот евангельский текст, поскольку он касается нашего сердца. По-другому не может быть, поскольку слово Божие способно проникать в сердце человеческое, и ничто иное в нашем мире не способно так воздействовать на человека, как слово Божие. И это понятно почему, потому что Господь сотворил нас, Он наш Небесный Отец, Создатель, Он Промыслитель, Он Тот, кто заботится о нас. Поэтому сердце наше, иногда даже вопреки всему нашему естеству, откликается на этот Божий призыв, который к нам обращён через Евангелие.
И вот опять мы слышим совсем простую историю, когда эти десять прокажённых, не приближаясь ко Господу, а за многие десятки метров стоя от Христа, так же, как от всякого человека, поскольку приближаться нельзя было, громким голосом в один голос возопили: «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк. 17, 13). Господь, видя горячность их веры, испытанные ими страдания, смилостивился и благословил им пойти показаться священникам, как это предписывал Ветхий завет. Эти десять человек пошли исполнять Божие благословение, но один из них, который не был иудеем, а был самарянином, вернулся, поскольку чувство благодарности переполняло его сердце. И, как мы знаем из этой евангельской истории, по ходу того, как они приближались к тому священнику, к кому шли, они исцелялись постепенно. Так вот обратите внимание, этот самарянин не стал даже ожидать того полного исцеления, которое началось в нём, он уже увидел на себе руку Божию.
Осуждает ли Господь тех, кто не вернулся к Нему? Нет, Он всего лишь удивляется тому, что из десяти только один вернулся, а те пошли к священнику. Эти девять, которые пошли к священнику, ничем не хуже самарянина, поскольку они исполнили волю Божию, они были преисполнены верой в Бога, надеждой, любовью, так что Господь исцеляет, но Он также исцеляет и этого иноплеменника, видя в нём особое проявление благодарности.
Как важно, дорогие братья и сестры, нам, научаясь этому примеру, быть не просто исполнителями закона, а таким образом выстраивать свою жизнь, чтобы ориентироваться не столько на закон Божий, сколько на проявление нашей искренней веры в Бога, нашей искренней любви к Нему. Господь призывает нас к преодолению себя, призывает нас к подвигу, к тому, чтобы мы были не формальными исполнителями Божиих законов, а пламенели бы благодаря этим законам, а наиболее перед этими законами пламенели бы всем сердцем нашим личным отношением, любовью к Богу и к ближним. Вот чего ждёт от нас Господь.
Поэтому, дорогие братья и сестры, мы можем с вами быть усердными постниками в эти дни завершающегося Рождественского поста, мы можем отслеживать свои мысли и чувства, но если всё это в нас будет действовать формально, сухо и холодно, то тогда никакой пользы от таких духовно-телесных упражнений для нас не будет. А вот тогда, когда мы будем во всём том, что делаем, искать Божий смысл, когда мы будем искать того, чтобы преодолевать собственную косность, греховность, нежелание совершать добрые дела, тогда мы будем постигать волю Божию.
Пусть для нас с вами этот пример благодарности самарянина станет поводом для размышлений к тому, чтобы и нам с вами всегда благодарить Господа, чтобы с нами ни было. И в дни испытаний, болезней, и в том испытании, которое сейчас переживаем все мы во время специальной военной операции – пусть все эти невзгоды будут поводом благодарности Богу, что Господь даёт такие испытания, что Он закаляет нас, что Он обращает наше внимание на греховные стороны нашей личной, общественной жизни, что Он позволяет благодаря этим испытаниям что-то в нас исправить. Вот каково должно быть наше отношение ко всяким внешним по отношению к нашей личности угрозам. И никоим образом мы не имеем права допускать, чтобы мы были подвержены осуждению окружающих людей, чтобы мы искали недостатки в окружающих людях во власти, в воинстве, чтобы мы только искали недостатки в самих себе.
Пусть искренняя благодарность Богу будет в нас той действующей силой, которая позволит нам исполнить то наставление, которое нам сегодня в Послании к Ефесянам в 5 главе предлагает святой апостол Павел, говоря: «Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5, 8-9). И исполняя это апостольское завещание, мы с вами сможем не своими усилиями, а силой Божией преодолевать собственную греховность и постигать волю Божию. А эта воля Божия состоит в том, чтобы всё наше человеческое естество, сама личность наша обретала бы Господа, чтобы все мы направлялись бы к Нему на духовную встречу.
Пусть предстоящее Рождество Христово, о встрече которого мы искренне молимся, просветит наше сердце и укажет каждому из нас верный путь ко спасению нашему.
Аминь.