Слово митрополита Исидора в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора
Слово митрополита Исидора в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов VII Вселенского Собора
Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора
в Неделю 18-ю по Пятидесятнице,
день памяти святых отцов VII Вселенского Собора
Свято-Успенский кафедральный собор,
27 октября 2024 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! В сегодняшний воскресный день Святая Церковь предлагает для нашего духовного размышления тему сеятеля, говоря о том, что принципы духовного делания во многом схожи с тяжким трудом обычного человека, которого можно отнести к земледельцам (Лк. 8, 5-15). Вот такое сопоставление Самим Господом высоких духовных принципов с нашими житейскими правилами во многом делает понятным то, что Господь обращает к нашему сердцу. Поэтому и мы с вами легко понимаем ту притчу о сеятеле, которую Господь произносит в евангельском чтении. Нам понятно, что семя, которое бывает брошено при дороге земледельцем, оно не может взойти, так же и то, которое упало на камень или оказалось среди терниев. Но лишь то семя, которое падает в благодатную почву, может произрасти и дать плод, и каждая хозяйка, каждый рачительный человек знает принципы земледелия.
И при этом, дорогие братья и сестры, мы часто с вами допускаем ошибки в духовном делании, которое более существенно для нашей жизни, которое требует больших усилий, но и даёт нам более обильный плод. Святой апостол Павел перечисляет плоды духа в послании к Ефесянам, поэтому и наша забота с вами в нашей жизни земной должна во многом определяться этими приоритетами. И уже больше усилий прилагать там, где больше плоды бывают, и точно не обращать внимание на те обстоятельства и те возможности приложения наших сил, которые не могут дать никакого плода. Поэтому все наши житейские заботы в большинстве случаев бесплодны, что вызывает в нашей с вами душе грусть, разочарование, отчаяние, иногда даже недовольство. Мы с этим багажом приходим на исповедь и перед Богом священнику исповедуем эти грехи. Мы с вами часто это недовольство, к сожалению, обращаем к самым родным и близким, именно из-за этого происходят семейные ссоры, неурядицы, раздражительность родителей воспринимают очень легко дети, у которых соответствующим образом складывается настроение и искажаются сами принципы воспитания.
Поэтому мы с вами, к сожалению, бываем часто заложниками этой бесплодности, не желая понимать, что всего лишь нужно обратить внимание на самое главное в нашей жизни, что приносит духовные плоды. И тогда всё остальное, по слову Божию, приложится нам, потому что Сам Господь, видя наше рачение о своём спасении, позаботится о том, чтобы и сопровождающие нашу жизнь необходимые условия могли бы способствовать нашему спасению.
Дорогие братья и сестры, во многом мы бываем неразумны в решении наших житейских вопросов, это немедленно каждому из нас следует изменить в своей жизни. Сегодняшняя притча ясно об этом свидетельствует, а святой апостол Павел во Втором послании к Коринфянам, которое мы сегодня слышали, прямо так и начинает слова свои в отношении сеяния: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет» (2 Кор. 9, 6). Поэтому будем с вами заботиться о своём спасении, будем проявлять деятельную любовь по отношению к окружающим людям, сея семена слова Божия. И там, где не хватает наших с вами усилий, там Господь позаботится о нас самих и об окружающих людях.
Для того, чтобы это происходило, мы должны с вами встать на путь Господень, должны себя заставить исполнять заповеди Божии, проявлять нашу деятельную любовь по отношению к ближнему. Тогда всё в нашей жизни существенным образом к лучшему изменится. Всякий из нас знает этот опыт, но, к сожалению, вновь и вновь падает, уходит из него, потому что житейское, мирское легкодостижимое в нашей жизни, привлекает наш, в том числе, повреждённый грехом взор, и мы с вами согрешаем перед Господом. Но Господь пришёл спасти не праведников, Он пришёл спасти кающихся грешников. Вот мы с вами это должны заметить, что Церковь – это Церковь спасающихся в Господе, Церковь совершающих всегдашнее покаяние перед Богом, вот что такое святость – это всегдашнее покаяние перед Богом. И когда мы навыкаем к этому покаянию, как об этом говорят святые отцы, тогда и греховные стрелы вражии не прилагаются к нашей душе. Они отскакивают от того смиренномудрия, которое благодатью Божией помогает нам бодрствовать духовно и не повторять тех грехов, от которых мы с вами избавляемся и отсекаем их в Таинстве Исповеди и Таинстве Святого Причащения.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем использовать нашу возможность встать на путь исправления, будем желать сердцем нашим исправиться перед Господом, прямо давая Ему внутреннее сердечное обещание изменить свою жизнь к лучшему. Укрепимся Божественной благодатью, молитвой нашей ко Господу, участием в Таинствах Божиих, тем самым встав на путь спасения, вооружившись всем этим. Это относится не только к обычным людям, ведущим обычную мирскую жизнь, но и, в первую очередь, к тем, за плечами которых ответственность за других людей. Это относится и к воинам нашим, поскольку за воинами также ответственность, особенно за офицерами. Судьбы солдат – это ответственность, за мирским начальством нашим, которое должно обращаться к Богу, прося у Бога мудрости в управлении, это относится ко всякому человеку. А ведь так бывает, что даже от самого простого человека зависит судьба многих и многих.
И ещё раз обращаю внимание, как много мы упускаем в нашей семейной жизни, думая, что всё это не так важно. Это чрезвычайно важно, какая атмосфера в нашей семье: атмосфера ли доброжелательности, попечения, любви и заботы друг о друге или гневливость, раздражительность, поиск каких-то временных, коротких удовольствий. Да, в семейной жизни иногда муж и жена стремятся не к единству своего брака, а к чему-то иному, что разъединяет и разрушает это духовное единство. Так что обратим внимание на состояние своего сердца, обратим внимание на то, насколько мы ответственно несём наш семейный подвиг, подвиг на месте нашего служения. Ведь катастрофа бывает тогда, когда учитель или врач недобросовестно, без желания, без любви к окружающим людям несут своё послушание перед Богом и людьми: нет ничего страшнее недоброго учителя или недобросовестного врача. А что бывает с водителем, который безответственно, не готовя себя к предстоящей поездке, бывает в таком физическом, моральном и духовном состоянии, из-за которого происходят аварии на дороге.
Так что каждый из нас ответственен в своей мере. Будем же со всей добросовестностью перед Богом нести эту ответственность и тогда, укрепляемые Божественной благодатью, которая врачует наши немощи и недостатки, мы сможем с вами совершать наше служение Богу и людям, зная, что, прилагая любовь к Богу и к людям, мы с вами получим добрый ответ от Бога, поскольку посеявший обильно, обильно и пожнёт.
Аминь.