Слово митрополита Исидора в 19-ю Неделю по Пятидесятнице

Слово митрополита Исидора в 19-ю Неделю по Пятидесятнице

Слово митрополита Исидора в 19-ю Неделю по Пятидесятнице

Слово митрополита Исидора в 19-ю Неделю по Пятидесятнице

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в 19-ю Неделю по Пятидесятнице

Свято-Успенский кафедральный собор,
г. Смоленск, 3 ноября 2024 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В течение церковного года мы часто слышим произнесённую Господом притчу о богаче и Лазаре (см. Лк. 16, 19-31). И, конечно, нам представляется всё это в художественной форме: вот богач, который не знает никакого горя, печали и наслаждается своей жизнью, а вот Лазарь, который лежит у ворот этого богача никому не нужный, не способный себя прокормить и одеть. И эти два образа у нас сразу же вызывают положительную, в отношении бедного человека, и отрицательную, в отношении богача, оценку. При этом мы с вами, художественно осмысляя все эти образы, как правило, не прилагаем их к самим себе, а ведь Господь произносит притчи для того, чтобы мы с вами через эти художественные формы и образы постигали главные смыслы, которые содержатся в притчах. И в этой притче говорится о том, что человек становится заложником самого себя, когда не проявляет любовь по отношению к окружающим людям, когда не исполняет главного своего естественного назначения. Ведь любить другого человека – это естественно, это в природе человека.

Этот богач, имя которого Господь намеренно не называет, не проявлял любовь. Сказать, что он был чрезвычайно злым, недобрым человеком неправильно. Обратите внимание, он часто принимал гостей, значит уже проявлял гостеприимство. Он обращается из ада к Аврааму с просьбой направить Лазаря к его пяти родным братьям, говоря: «пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16, 28). Но Авраам охлаждает это намерение богача словами: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16, 31), то есть если они не желают жить в исполнении заповедей, то даже явление одного из воскресших не убедят этих братьев в том, что нужно что-то изменить в своей жизни.

От чего так бывает? Да так бывает от того, что мы, проявляя гордость, эгоизм, не желая деятельно проявить себя в отношении других людей, особенно людей, нуждающихся в нас, не просто нарушаем Божии законы, мы духовно себя ослепляем. Так что и Евангелие, которое мы слышим вновь и вновь, те или иные жизненные обстоятельства, которые нас толкают к тому, чтобы совершить тот или иной добрый поступок, или, может быть, даже поступок жертвенный, самопожертвование, – всё это остаётся где-то в стороне от нас. Потому что мы в жизни нашей почему-то ищем то, что будет приносить удовлетворение самому себе, то, что будет служить на пользу самому себе, но не окружающим. Этот эгоизм буквально ослепляет нас и делает неспособными, в том числе, услышать евангельский призыв от Самого Господа. Мы бываем неспособны к тому, чтобы, услышав слово Божие, немедленно начать исполнять волю Божию. Мы бережём себя, мы чрезвычайно любим себя, любим настолько, что бываем неспособны проявлять любовь к окружающим людям.

Так поступал и этот богач – он заботился лишь о самом себе и то, что он принимал часто гостей, таких же богатых, как он – это свидетельство лишь того, что его интересовал лишь он сам и то веселье, которое создавали для него окружающие, такие же богатые люди. Как часто мы с вами стремимся окружить себя бытовым комфортом, даже не являясь богатыми людьми. Даже на своём бытовом уровне мы стремимся к тому, чтобы комфортно проживать жизнь, и это затмевает нам глаза. Это становится причиной, в том числе, семейных разладов, потому что муж хочет одного, жена хочет другого, ребёнок-подросток живёт своими принципами жизни, его ценности не совпадают с ценностями родителей… Так что каждый сам по себе. Это очень похоже на обстоятельства, в которых были богач и Лазарь – они жили на разных планетах. Не бывает ли это в нашей жизни, когда на разных планетах живут муж и жена, когда престарелые родители бывают заброшены детьми, поскольку им важно создать свой личный, семейный комфорт. Родителей мы посещаем редко. Не это ли эгоизм, не это ли охлаждение, подобное тому, что проявлял богач по отношению к Лазарю? Видел ли этот богач лежащего около его ворот Лазаря? Да, но он его просто не интересовал. Не потому, что богач был злым, а потому что безразличие, холодность, безучастность этого богача проявлялась по отношению к Лазарю и к другим бедным людям, о которых не упоминает Господь в этой притче.

Поэтому холодность и безразличие – это главные наши с вами враги. Святой апостол Павел говорит, что состояние теплохладности намного опаснее состояния злого или состояния доброго, поскольку теплохладность, как безразличие, свидетельствует о мертвенности нашей с вами души. Мы с вами должны избегать этой теплохладности, должны участливо, заботливо относиться к окружающим людям. Это чрезвычайно важно, тем более это для нас с вами естественно. Естественно проявлять доброту, соучастие в жизни другого. И если мы этого не будем делать, то мы себя водворяем в жизнь ада, причём это делаем уже при жизни, поскольку наша холодность и является тем ощущением и преддверием ада, который мы наследуем, если будем так продолжать после нашей земной кончины. И важны слова Авраама, которому Бог благословил разговаривать с богачом, ведь сам Авраам упоминает, что «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16, 26). Вот что страшно, дорогие братья и сестры.

Но если говорить об участи грешников, попадающих в ад, и опираться только лишь на эту притчу, произнесённую Господом, то мы сделаем неверный вывод. Неверный, потому что это не значит, что Бог не проявляет своё милосердие и по молитвам Церкви, по молитвам любящих сердец не изымает грешников из ада. Происходит это. И это опыт жизни Церкви, опыт жизни святых. Поэтому мы с вами особым образом молимся о наших почивших сродниках, особенно о тех, кто без покаяния, без должного приготовления и, может быть, даже без веры в сердце ушёл из этой жизни. Это очень важно, в том числе в отношении тех из нас, кто рискует своей жизнью. Я обращаюсь к военнослужащим, поскольку они призваны к тому, чтобы и ценой своей жизни защищать Отечество. И вот страшно, если в сердце военного человека нет веры в Бога, если в этом сердце нет любви деятельной. Ведь военный, совершая своё воинское служение с любовью к Господу и с любовью к ближнему, должен совершать это служение, поражая не врага, а поражая саму злую силу, которая, в том числе, действует неотвратимо, иногда через человека, который является носителем такого зла.

Поэтому для каждого из нас важно, пока мы живы, пока есть время нам изменить наш образ жизни к добру, сделать это, пересмотреть те ценности, которыми мы живём, изменить наше отношение к окружающим людям. Особенно нужно начать с самых родных и близких, к ним изменить отношение, исключить возможность злобы, обид, непрощения друг друга. Всё это нужно для того, чтобы через этот маленький опыт любви к самым ближним научиться более совершенной любви к личным врагам. Это является проявлением совершенной любви, когда нас лично ненавидят, а мы благословляем, мы молимся за лично нас ненавидящих.

Дорогие братья и сестры, пусть эта притча о богаче и Лазаре назидает нас в том, что мы имеем эту возможность стать причастниками Царствия Небесного и попасть в лоно Авраама, где не только ветхозаветные праотцы наши, где святые угодники Божии, Собор Смоленских святых, где наши родные и близкие, те, кто по совести, по закону Божиему жили в этой короткой жизни. Те, кто деятельно проявили любовь и те, кто жизнь свою положил за други своя. Все они в Раю, мы знаем это силой веры нашей, и мы искренне молимся друг за друга, чтобы всем нам иметь возможность быть причастниками Царствия Небесного. Так начнём это прямо сейчас с искренней молитвы нашей, с искреннего покаяния перед Богом, с участия в Таинстве Исповеди, с Причастия Тела и Крови Христовой.

Пусть эти наши с вами немощные шаги человеческие послужат славе Божией, как об этом мы сегодня слышали во Втором послании к Коринфянам святого апостола Павла, который говорит о себе в третьем лице как о человеке, который четырнадцать лет назад был восхищен на небо и слышал неизречённые глаголы (см. 2 Кор. 11, 31 – 12, 9). Но святой апостол Павел заключает: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2. Кор. 12, 9), потому что сила Божия в немощи человеческой совершается. Пусть в нас с вами благодать Божия, являющаяся силой Божией, воздействует, уврачуя немощная и слабая наша, укрепит нас и сделает достойными Царствия Небесного.

Аминь.

Возврат к списку