Слово митрополита Исидора в день памяти святых благоверных князей Фёдора, Давида и Константина

Слово митрополита Исидора в день памяти святых благоверных князей Фёдора, Давида и Константина

Слово митрополита Исидора в день памяти святых благоверных князей Фёдора, Давида и Константина
Слово митрополита Исидора в день памяти святых благоверных князей Фёдора, Давида и Константина

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в день памяти святых благоверных князей Фёдора, Давида и Константина, в престольный праздник этого храма, мы с вами слышим апостольское и евангельское чтения, посвящённые памяти благочестивых князей русских. Но, наряду с этим, сегодняшнее дневное евангельское чтение 4-й главы Евангелия от Луки в (см. Лк. 4, 1–15) посвящено тому, как Господь, выйдя после сорокадневного поста из пустыни в Иерусалим был искушаем диаволом. Поскольку Господь взалкал, что было естественно для воспринятой Им человеческой природы, диавол сначала предложил, чтобы Он сделал из камня хлеб. Тем самым диавол пытался узнать в Нём Творца Неба и земли. Искушая Его, диавол не мог своим тварным умом вместить саму возможность того, что перед ним стоит Господь – Творец всех существ, в том числе и его. И, как тварное существо, диавол имел и имеет ограниченные возможности ума, поэтому он искушал Господа внешне, поскольку внутренне к Нему невозможно было подступить в силу того, что Господь по человечеству Своему был безгрешен, хотя и носил нашу с вами природу человеческую, повреждённую грехом.

Но, как говорит святитель Григорий Богослов: «что не воспринято, то и не уврачевано» (см. свт. Григорий Богослов, Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое). Это очень важное богословское замечание, особенно для тех, кто усматривает в воспринятой Господом человеческой природе некую призрачность, некую частичность восприятия. Господь совершенным образом воспринял нашу с вами повреждённую грехом человеческую природу для того, чтобы исцелить её Своей Божественной властью. Но диавол не мог представить ничего этого, так же, как он не мог представить того, что невозможно Богу стать тварным существом, Им сотворённым же. Но Господь предусмотрел в самой возможности творения человека этот способ соединения Божественного и человеческого. Поэтому он и человека сотворил по образу своему и подобию, тем самым, Своим Божественным бесконечным разумом предвидя саму возможность такого единения: Божеского и человеческого. Не в этом ли Премудрость Божия?

Но в данном случае диавол искушает Господа. Будучи тварью, он подступает ко Творцу, который позволяет ему это делать. Мы с вами слышим этот редкий во всем Священном Писании диалог между Творцом и Его тварью, диаволом, когда диавол предлагает Ему искуситься, предлагает Ему претворить камень в хлеб, а потом показывает все красоты мира, говоря: «если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лк., 4, 7). Зачем Творцу Неба и земли, Создателю, все красоты этого мира, если Он Творец всей Вселенной? И во всем в этом усматривается ограниченность и глупость самого диавола, который не понимает этого, думая из-за своей гордости, что он – самое мудрое существо.

Дорогие мои, когда мы думаем, что мы умнее всех, это признак гордости, которая нас с вами обуревает. Посмотрите, как искусно пытается диавол беседовать со Христом: он говорит Ему словами Священного Писания. Святитель Иоанн Златоуст в толковании на это место Святого Евангелия, говорит о том, что диавол наизусть знает всё Священное Писание. Как важно, дорогие братья и сестры, заключает святитель Иоанн Златоуст, и нам с вами хотя бы неплохо знать Священное Писание, чтобы иметь возможность на всякую диавольскую уловку из глубины своего сердца извлечь Слово Божие, для того чтобы противостоять диаволу в собственных личных искушениях. Диавол не открыто воздействует на нашу с вами человеческую природу, а, будучи существом лукавым, в силу своего грехопадения, пытается ложь разбавить правдой, иначе, если бы была открытая ложь, наше сердце и наш ум не принимали бы диавольских искушений. Диавол всегда искушает нас через смешение доброго и злого для того, чтобы через так называемые «добрые проявления» вместить в нас злое.

Господь Сердцеведец, зная лукавство диавольское, также отвечает словами Священного Писания, которые изобличают гордость и глупость диавола. Поэтому, как нас к этому призывает святитель Иоанн Златоуст, дорогие братья и сестры, будем работать над тем, чтобы и нам знать Священное Писание, поскольку Слово Божие – это оружие, которое изобличает всякую неправду и в нашей жизни, и в жизни окружающих людей. Но для нашего с вами спасения важна возможность изобличения нашей с вами личной неправды.

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, что диавол приступает ко Спасителю не ранее того, как Господь преклоняет Свою главу и Своё тело над рукой Крестителя Иоанна в водах Иордана, принимая Крещение, и, освящая Собою само Таинство Крещения. После Крещения Господь выходит на пост, тем самым Он указывает и нам с вами на то, что после того, когда мы приняли в наше сердце Христа, необходимо вместе со Христом поработать, поскольку невозможно только лишь в Таинстве Крещения, приняв благодать Божию, более ничего не делать. Нам нужно отстаивать возможность удержания этой благодати Божией в природе человеческой, поскольку диавол все время пытается отнять от нас эту благодать. Так что со Христом мы вместе становимся не просто сопричастниками Божества, но и воинами Христовыми, которые в продолжение всей своей жизни призваны к непрестанной борьбе за своё спасение. Поэтому и Господь указывает нам на необходимость этого, Своим сорокадневным постом приучает нас к тому, чтобы и мы сораспиналась Христу, подражая Ему в исполнении Им, Богом, данных заповедей. Для нас сораспятие Христу – это и есть исполнение Его заповедей. В этом сораспятии мы всегда должны быть готовыми к искушениям – диавольским искушениям. Но все они преодолеваются Силой Божией. Эта сила Божия действует через попрание нашей с вами человеческой гордости, через приобретение смиренномудрия. Поэтому, братья и сестры, нам с вами важно в нашей сердечной молитве всегда просить Бога даровать нам смиренномудрие, способность различать свои поступки, мысли, чувства и те ухищрения дьявольские, которые посылаются по отношению к человеческой природе извне. Поскольку «гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать» (Дан. 5, 23), нам необходимо это делать.

Дорогие братья и сестры, когда мы находимся в пространстве храма или в домашних условиях, видя Честной Животворящий Крест, обращаясь к той силе Божией, Которая запечатлена на оружии спасения – Кресте Христовом, мы все время должны мысленно обращаться ко Господу с просьбой даровать нам силы противостоять греху, противостоять диаволу. Мы должны просить Господа о том, чтобы Своим Честным и Животворящим Крестом Он каждого из нас оградил бы, укрепил и умудрил. Чтобы наше сердце, наш ум запечатлели бы силу любви Божией, обращённой ко всему человеческому роду. Эта сила и есть Честной Животворящий Крест. Поэтому до Отдания праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня будем каждый раз обращаться ко Господу, распявшему добровольно Себя на Кресте ради спасения рода человеческого и тем самым даровавшего нам жизнь вечную.

Пусть Честной Животворящий Крест Христов, опыт и подвиги великих угодников Божиих, в том числе наших земляков, живших в XIII веке – благоверного князя Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских, их духовный опыт сораспятия себя Христу, послужат нам в назидание о том, как и мы должны стремиться повторять их подвиги в той мере и в той силе, которые Господь даёт нашему сердцу.

Пусть образ святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина послужит нам примером того, как и мы призваны любить Отечество, как, исполняя заповеди Божии, сораспиная себя Христу, и мы должны деятельно проявлять свою любовь к ближним, к Отечеству и в своих мыслях, и, особенным образом, в своей молитве, уделяя значительное время тому, чтобы молиться за наше Отечество. Благоверный князь Феодор пожертвовал своей жизнью ради того, чтобы, проводя время в Орде, иметь возможность получить для Отечества нашего те возможности, которые бы укрепили наш народ, объединили бы наших князей, враждовавших тогда между собой, позволили бы возвысить голос православной веры.

Посмотрите, как благодаря подвигу святого благоверного великого князя Александра Невского, сами татаро-монголы увидели все великолепие и красоту православной веры, всю ту силу и мощь, которые она собою несёт. Последующие после святого благоверного великого князя Александра Невского князья, в том числе, и благоверный князь Феодор Смоленский, делали всё для того, чтобы укрепить веру православную в нашем Отечестве. Без православной веры наше Отечество слабо и способно разрушиться. А там, где православная вера, там сила Божия. Нужно усвоить и нам лично, в нашей духовной жизни, и властям в Отечестве нашем, и сообществу нашему то, что вера православная является тем прочным фундаментом, на основании которого строится дом жизни нашего Отечества.

Пусть Господь Покровом Царицы Небесной, молитвами смоленских угодников Божиих, в том числе князей Феодора, Давида и Константина, укрепит каждого из нас, дарует нам силы Божии, подаст мудрость и мужество властям и воинству нашему, подаст крепость душевных и телесных сил, здравие и способность совершать свои христианские подвиги, служение Отечеству, каждому, живущему в нашем Отечестве, и, особенным образом, здесь, на Смоленской земле – людям, почитающим славные имена святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина.

С престольным праздником вас!

2 октября 2024 года

 

Возврат к списку